Главная » Статьи » Административное право » Общие вопросы

Административное право как отрасль права

  вопроса нашей темы исполнительная власть механизм государства без рассмотрения данных вопрос нельзя понять сущность содержания административного права поскольку каждая отрасль права имеет свою точку приложение также как гражданское право регулирует имущественные отношения также и административное право связано непосредственно с исполнительной деятельностью государства на рассмотрение исполнительная деятельность тесно связана с другими более общими положениями но социальной науки прежде всего с наукой управления с наукой социального управления что из себя представляет социальное управление социальное управление представляет собой сложную и многогранную систему но главным не является воздействие на сознание и волю людей причем это воздействие носит действительно управляющих характер когда одна сторона управляющий навязывают свою волю управляемым и поэтому социальное управление тесно увязывается с другой категории а именно власть есть управления то есть социальное управление всегда представляет собой властную категорию кроме этого социальное управление предполагает и особую систему субъектов управления которые наделены соответствующими полномочиями вместе с тем в социальном управлении [музыка] являя преимущественное значение имеет исполнительная власть что она из себя представляет как появилась чем вызвана данная категория к жизни какое значение она имеет в регулировании поведения людей прежде всего исполнительная власть тесно связано с понятием государственного управления причем само наименование государственное управление показывает на том что данный вид управления предполагает участие в этом управление государства один из виднейших теоретиков государственного права 19 века профессор коркунов писал о том что если не будет вовсе управления не будет и государство государство лишь постольку и существует поскольку оно действует властвует правит исполнительная власть в теории государствоведения рассматривается как один из видов власти каковы же остальные составные части государственной власти основные ветви государственной власти складывались не сразу в начале это было единоличная власть монарха потом появляется особый вид государственных служащих которые берут часть функций монарха управляют отдельными сферами государственной и общественной жизни одним из достижений государственно-правовой власти является теория разделение властей что оно означает какое значение это имеет для государственная у продли государственного управления обычно в учебниках вы встретите такие упоминания что отцом теории разделение властей является шарль монтескье да он обосновал данную теорию и указал как этой теории пользоваться при построении государственного механизма но если мы обратимся к более древней истории то мы увидим что уже первые упоминания о необходимости соответствующую on разделение властей то есть распределение функций между отдельными государственными структурами мы находим уже у древних философов так например в своем эпохальном труде философ аристотель в политике писал о том что необходимо отделить законодательную власть от исполнительный steam чтобы исполнитель осуществлял непосредственную реализацию законов о законодатель сосредотачивал свои усилия только на подготовке издание законов вот именно эта теория разделения властей получила свое воплощение в государственном механизме основных цивилизованных государств с принятием конституции российской федерации 1993 года эта теория получила свое воплощение и в государственно правовом механизме российской федерации каковы основные ветви государственной власти российской федерации в соответствии с конституцией нашего государства различаются законодательная и исполнительная и судебная ветви власти чем они характерным дадим краткую характеристику законодательная власть осуществляется представительными органами нашего государства федеральным собранием российской федерации основная функция которая является издание законодательных актов россии соответствующие представительные органы субъектов российской федерации выполняют аналогичные функции пределах субъектов российской федерации издавая соответствующие законы обязательные для исполнения на территории того или иного субъекта российской федерации судебная власть связано прежде всего в соответствии с конституцией с осуществлением правосудия которая осуществляется форме уголовного гражданского и административного производства данная функция осуществляется только судами никакой другой орган правосудия осуществлять не может и наконец третий вид государственной власти это исполнительная власть которая имеет своим назначением исполнение законов реале за организацию их реализации в повседневной жизни нашего государства при этом следует особо подчеркнуть что исполнительная власть осуществляется наиболее широким количеством субъектов права к ним относятся и правительство министерство ведомства администрации территории администрация предприятий учреждения и организации причем исполнительная власть обладает наиболее широкими возможностями для осуществления этих функций это выражается в наличии самых широких полномочий материальных информационных ресурсов кадровых которые мы не располагает ни лет ни одна отрасль и ни один обед государственной власти в распоряжении исполнительной власти находится армия правоохранительные органы информационные системы и другие инструменты государственного руководства как видим исполнительная власть это организующей механизм государства без этого организуется организующего воздействия невозможно повседневная жизнь государства реализация прав и свобод граждан удовлетворение соответствующих потребностей физических и юридических лиц каково же понятие и содержание исполнительной власти исполнительная власть характеризуется следующими признаками которые характеризуют только данный вид государственной деятельности а именно исполнительная власть является не только самостоятельной бед пью государственной власти она осуществляет организационно управленческую исполнительно-распорядительной у деятельность усилиями определенных органов государства их должностных лиц осуществляется данная деятельность на основе законов кто же выпало исполняет данные функции исполнительная власть в российской федерации осуществляется правительством российской федерации она возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью каковы же основные черты государственного управления исполнительной власти исполнительная власть характеризуется множеством черт множеством признаков поэтому мы ограничимся лишь названием отдельных из них то есть охарактеризуем основные черты исполнительной власти к ним относятся следующие черты государственного управления а именно государственное управление характеризуется непосредственным оперативным руководством административно-политической социально культурной и экономической деятельностью государства что это означает повседневное руководство это означает что исполнительная власть в отличие от законодательной и судебной власти действует постоянно потому что реализовывать законы организовывать их исполнением защищать права и свободы граждан нужно повседневно постоянно на этой основе например действует как органы управления обороной страны это постоянная функция на этой основе действует органы внутренних дел которые постоянно должны охранять покой и свободу и права граждан другим признакам характеризующим исполнительную власть является государственная власть характер без государственного властных полномочий органы внутренних дел другие органы исполнительной власти не могут осуществлять свои функции так например министерство образования может осуществлять свои функции по управлению образовательными учреждениями только обладая такими правами как издания соответствующих образовательных стандартов точно также и министерства иностранных дел может осуществлять свои функции в области внешних сношений благодаря тому что она имеет полномочия по назначению соответствующих дипломатических работников работающих дипломатических представительствах и в консульствах государства другим признакам исполнительной власти является наличие специальных субъектов органов исполнительной власти то есть исполнительная власть прежде всего это наличие органов государственного управления это громадная система управление которое пронизывает практически все сферы государственной жизни возглавляет как я уже упоминал данную систему субъектов исполнительной власти правительства российской федерации она стоит практически на вершине всей системы органов исполнительной власти но исполнительная власть при всех и о полномочиях должна работать соответствующих рамках в рамках закона и поэтому необходим соответствующий государственный контроль государственное управление характеризуется тем что она подконтрольно со стороны президента и других ветвей государственной власти таким образом осуществляется такой контроль данный контроль осуществляется к примеру президентом тем что он может председательствовал на заседании правительства он назначает министров российской федерации ему непосредственно подчинен целый ряд министерств и ведомств такие как министерство обороны министерство внутренних дел министерство иностранных дел и другие закона отдельно власть также иные свои возможности контролировать и исполнительную власть заслушивает например на государств государственная дума на своих заседаниях сообщение и отчеты руководителей министерств и ведомств судебная власть осуществляет судебный контроль за исполнительной властью особым инструментом такого контроля является административной юстиции с помощью которой суды могут устанавливать законность осуществления исполнительной властью тех или иных полномочий и в ходе таких ходе такого контроля суд может осуществлять непосредственную защиту законных прав граждан и юридических лиц государственных органов еще одним признаком исполнительной власти является под законность исполнительной власти то есть исполнительная власть не может быть законодателем дам органы исполнительной власти вправе издавать нормативные акты которые обязательны не только для соответствующего ведомства но и для граждан так например министерство внутренних дел издает нормативные акты по вопросам организации регистрации автомототранспортных средств данный акт и после регистрации министерстве юстиции обязательны для всех автовладельцев но законы издавать исполнительная власть не вправе ее основное назначение является исполнение законов и организация непосредственная организация исполнением законов государственное управление или исполнительная власть реализуется в соответствующих правовых формах но всегда при всех случаях под законность является непременным требованием к реализации исполнительной власти чем же все-таки вызвано это жесткое требование к исполнительной власти это вызвано тем что исполнительная власть обладая значительными полномочий мощными ресурсами принудительным аппаратом не всегда этими полномочиями пользуется надлежащим образом поэтому естественно что данное требование является гарантией против дима не исполнительной власти дима не я исполнительной власти по образному выражению профессором бахраха это стремление выйти за пределы требований закона совершить они действий не установленных в законодательном порядке исполнительная власть занимает особое место в государственным регулированием что же из себя представляет государственное регулирование государственное регулирование это одна из важнейших функций государственного управления являющийся приоритетный в управлении экономикой и социально-культурной сферой на поскольку исполнительная власть является повседневным постоянно действующим государственным механизмом то в этом случае государственное регулирование то есть государственная возде из те иными словами говоря обретает особый смысл в характеристике государственного регулирования содержанием и механизм функции государственного регулирования включает следующие основные элементы прежде всего государственное регулирование это нормативное регулирование путем установления общих правил каким образом это осуществляется это осуществляется прежде всего изданием соответствующих актов управления органами исполнительной власти так например во исполнение закона о безопасности дорожного движения правительство российской федерации утвердило правила дорожного движения то есть в данном случае мы имеем перед собой нормативное регулирование данной сфере деятельности нормы названных правил являются обязательными для всех участников дорожного движения далее содержание государственного регулирования включает также оперативную корректировку соответствии с реальной действительностью поскольку жизнь меняется и поэтому естественно необходимы соответствующие коррективы в жизни причем следует особо подчеркнуть что административное право которая регулирует отношения в области осуществления исполнительной власти является наиболее динамичным блоком правовых норм поскольку решать повседневные постоянные возникающие новые задачи к примеру управление в области экономики обуславливает необходимость издание новых правил корректировку прежних правил регулирующих экономические отношения так например в течение 90-х годов прошлого столетия были изданы сотни правительственных актов которыми корректировалась проводимая экономическая реформа приватизация государственной собственности но корректировкой регулирование государственной а не исчерпывается необходимый контроль за исполнением правовых норм регулирующих те или иные правовые отношения причем контроль являются сквозную функции практически всех органов исполнительной власти начиная от правительства российской федерации и кончая администрации предприятий учреждении и организации кроме этого системе органов исполнительной власти имеется еще большой блок государственных органов которые созданы специально для осуществления контрольных функций государства так например в системе федеральных органов исполнительной власти имеются такие органы как федеральный атомный надзор это специальная орган который обеспечивает контрольно-надзорные функции в области атомной энергетики его главная задача обеспечить соблюдение требований предъявляемых соблюдению норм и правил существующих в области атомной энергии говоря о содержании и механизме государственного регулирования необходимо особо выделить такую блок как государственная защита прав и интересов участников общественных отношений урегулированных соответствующими правилами дана задача вытекает непосредственно из требований конституции которая возлагает на государство и его органы защиту прав и свобод граждан причем подчеркнул что также как контроль государственная защита прав и интересов участников общественных отношений является функции всех без исключения органов государственного управления возьмите к примеру любое положение о министерстве вы там найдете обязательно в числе функцией выполняемых данным министерством обязанность осуществлять защиту прав и свобод граждан вместе с тем государственная защита является очень емкой функции органов исполнительной власти и поэтому системе данных органов выделены специальные структуры которые носят название правоохранительных так например системе органов исполнительной власти созданы такие мощные структуры правоохранительные как министерство внутренних дел осуществляющие борьбу с преступностью административными правонарушениями борьбу с кражами личного государственного и общественного имущества этой федеральная служба безопасности осуществляющая защиту конституционного строя и целый ряд других кроме этого необходимо в государственном регулировании выделить также и координацию и общее направление их деятельности почему возникает необходимость выделения данного блока в государственном регулировании объясняется это сложностью тех отношений которые должны упорядочить упорядочивать органы исполнительной власти и одни и те же вопросы могут быть предметом деятельности различных органов исполнительной власти взять к примеру имущественные отношения данные отношения очень разноплановые они могут быть предметом и сделок и предметом распоряжение имуществом эти отношения могут затрагивать вопросы перераспределение федеральной собственности и в собственности субъектов федерации и других поэтому координационная функция органов исполнительной власти она сосредоточена прежде всего в органах так называемой общей компетенции прежде всего правительстве российской федерации в правительствах на субъектов российской федерации в администрациях городов и районов и других населенных пунктов говоря о государственном регулировании необходимо назвать также и другие блоки государственного регулирования это содействие успешному осуществлению функции определения приоритетов в структурной политики поскольку возникает необходимость выделения главных ключевых вопросов в осуществления той или иной деятельности так например в области борьбы с преступностью приоритетным является сейчас прежде всего борьба с организованной преступностью ник на вене им криминалитета в экономику и другие используется в государственном управлении также и другие и другие funk блоки воздействия на те или иные стороны государственной и общественной жизни назовем некоторые из них прежде всего регистрации и лицензирования данные инструменты государственного руководства особо следует выделить почему возникает такая необходимость дело в том что в настоящее время юридические лица доминирует в экономике и поэтому необходимо упорядочение как их деятельности так и индивидуальных предпринимателей это достигается их регистрация для занятия соответствующими видами деятельности устанавливаются и порядок получения лицензии на осуществление той или иной деятельности говоря об исполнительной власти необходимо также затронуть те основополагающие базовые я бы сказал положение который принято в новых и называть принципами государственного управления или принципами исполнительной деятельности каково же содержанием этих принципов кроме общих принципов которым относится федерализм законность подконтрольность необходимо выделить и ряд организационных принципов исполнительной власти что к ним относится но прежде всего необходимо выделить основной базовый принцип исполнительной власти который отражает сущность самой государственной деятельности осуществляемый данными органами основным основной принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб осуществляющих исполнительную деятельность что же означает и то это означает что все органы исполнительной власти они объединены единой задачей вытекающую из сущности данной ветви государственной власти а именно и задачей остается прежде всего исполнение законов и организация исполнения законодательных актов далее основной принцип он обеспечивает также и единства государственной политики проводимый в соответствующей отрасли рациональное использование сил и средств обратим внимание на единства государственной политики без этого не может быть единого государства не может быть стабильности в государственном управлении не может быть и устойчивости экономики образование охраны правопорядка именно поэтому в положении практически всех министерств и ведомств заложена такая важная норма как minister ства осуществляет государственную политику в соответствующей отрасли государственного управления назовем также функциональный принцип исполнительной власти функциональный принцип он тесно связан со специализацией исполнительной власти поскольку она осуществляет государственное управление в различных сферах государственной жизни экономикой охраной правопорядка образованием и так далее при этом исполнительные органы обеспечивают руководствуясь функциональным принципам межотраслевые связи решают вопросы имеющие общее значение для многих отраслей государственного управления это весьма важно поскольку есть механизм исполнительной власти должен действовать синхронно согласовано без этого не будет достижение тех целей которые ставят государства перед органами исполнительной власти функциональный принцип поэтому из способствуют достижению согласованности и а необходимого единообразие в деятельности отраслевых систем управления с тем чтобы иди на одни и те же иными словами говорят типовые функции решались однообразно так например назначение на должность тех или иных государственных служащих и так далее функциональной принцип необходим также и цели контроля поскольку он повышает действенность контролем без этого как я уже упоминал исполнительная власть действовать не может завершаем первый вопрос необходимо особо подчеркнуть что исполнительная власть это мощный квалифицированный государственный инструмент решение повседневных постоянных задач по государственному управлению и регулированию всеми практически сферами государственной и общественной жизни теперь когда мы с вами рассмотрели сферу которые действует административное право мы перейдем непосредственно к второму вопросу торин обозначается как административное право как отрасль российского права что же включается в понятие российского административного права прежде всего следует отметить что система образующими признаками любой отрасли права являются предмет и метод правового регулирования предметом признаются те общественные отношения которые регулируются соответствующей отрасли права к методу управления относится совокупность правовых средств и способов при помощи которых осуществляет то или иное отрасли права регулирование общественных отношений что же из себя представляет административное право но уже с вами выяснили что основной сферой приложения административного права является деятельность исполнительных органов государства существует множество определений административного права мы позволим себе остановиться на одном наиболее традиционном определением административного права в соответствии с традиционным пониманием административное право представляет собой систему юридических норм регулирующих общественные отношения сфере государственного управления и отношения управленческого характера возникающие при осуществлении государственной государственного управления а также отношение которые возникает сфере не государственного управления с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления и исполнительной власти административное право отличается от других отраслей права прежде всего своим предметом регулирования это основной критерий по которому определяются рамки той или иной отрасли право административное право регулирует управленческие отношения то есть отношения складывающиеся процессе государственного правления исполнительной деятельности государства сфера управленческих отношений которые регулируются нормами административного права чрезвычайно разнообразна она vot ego и широчайший круг общественных отношений которые складываются в административно-политической деятельности то есть в области обороны охраной общественного порядка юстиции социально-культурной жизни это значит в области образования культуры социального обеспечения и наконец экономической жизни страны говоря об управленческих отношениях необходимо выделить основные характерные их черты управленческие отношения весьма разнообразны но для них одним из основных признаков являются их субъектный состав одной из сторон этих отношений являются органы исполнительной власти если в отношениях нет органа исполнительной власти такие отношения не могут претендовать на статус управленческих отношений именно орган исполнительной власти обладает соответствующими полномочиями диктует свою волю тому или иному значит субъекту этих отношений в чем же это проявляется это проявляется в том что субъекты управленческих отношений обладают юридическим неравенством хотелось бы отметить нужно различать равенства субъектов права и равенство субъектов соответствующих правоотношений это 2 2 различных понятий так например гражданин и орган исполнительной власти обладают статусом делающим и к равноправными субъектами права вместе с тем при решении конкретного управленческого вопроса здесь явно и юридическое неравенство поскольку решить тот или иной вопрос касающийся гражданина удовлетворить те или иные его притязания может только орган исполнительной власти так гражданин имеет право на образование но это право может быть реализовано только в конкретных реальных административно-правовых отношениях когда гражданин обратиться с соответствующим заявлением в ректорат например высшего учебного заведения с просьбой о принятии его на учебу в данном учебном заведении и решить этот юридически я подчеркиваю вопрос может только субъектом дающий административной властью а именно субъект администрации соответствующего вуза поэтому говоря об административном правонарушении ях следует подчеркнуть что данные отношения являются отношениями власти подчинения еще раз хотел бы обратить ваше внимание на том что власть подчинение эта формула наполнена юридическим содержанием гражданин не подчинен не входит систему служащих например того или иного министерства но обращаясь с какой-то просьбой либо жалобой он может претендовать на разрешение своего юридического вопроса только лишь со стороны соответствующего должностного лица которая обладает административной властью без этого юридический вопрос не может быть разрешено говоря о в административном праве необходимо иметь в виду что она обладает не только своим предметом регулирования поскольку регулирует управление отношения административное право обладает из своим методом правового регулирования метод правового регулирования это совокупность правовых средств и способов регулирование в принципе все отрасли права руководствуются практически одним и тем же набором а именно возможности их сводятся к трем вариантам а именно они могут разрешать оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения по средствам либо предписанием дозволения или запрета но все дело в том что комбинации этих правовых средств в различных отраслях права различные если в гражданском праве преимущественное значение имеет метод связаны с реализации дозволительно у порядка регулирования то административное право характеризуется большей мере комбинацией таких методов так предписания и запреты с одной стороны административное право приписывает органу исполнительной власти совершить те или иные действия с другой стороны административное право устанавливает административно-правовые запреты нежелательных действий например такой запрет установлен административным законодательством как ниже активность занятие предпринимательской деятельностью без сайт получения соответствующей лицензии когда-то требуется законом вот поэтому административное право и обладает самостоятельным статусом право поскольку у нее имеется свой предмет регулирования и свой метод регулирования но необходимо подчеркнуть еще одну особенность административного права административное право это не только одна из отраслей российского права российское право является базовой наряду с гражданским правом отрасли российского права что это означает это означает что регулируя широчайший круг общественных отношений административное право постепенно расширяет предмет своего регулирования и многие блоки общественных отношений вырастают уже самостоятельные отрасли права так например из административного права от пачка варис такие самостоятельные отрасли права как водное транспортное право предпринимательская административного деликтного права которая регулирует вопросы административной ответственности и так далее говоря о в административном праве необходимо рассмотреть вопрос о том как какими средствами административное право выполняет свою регулирующую роль таких правовых средств много и в совокупности своей данные правовые средства образуют механизм административно-правового регулирования каковы же элементы механизма административно-правового регулирования к ним относится прежде всего административно-правовые нормы административно-правовые нормы являются основой данного механизма поскольку имена не устанавливает правила поведения в сфере деятельности государственного управления во вторых административно-правовые отношения данный элемент раскрывает по существу динамику регулирования поскольку субъекты административного права могут реализовать свои права и обязанности только вступая в конкретные административно-правовые отношения так например свою обязанность работники милиции могут выполнить по охране общественного порядка обладая правом административного задержания но это право остается правом потенции а в реальной жизни для того чтобы задержать того или иного нарушителя работник милиции вступает в соответствующие административно-правовые отношения третьим элементом и механизма административно-правового регулирования являются акты применения административно-правовых норм об актах применение административно-правовых норм мы с вами поговорим несколько позже здесь же мне хотелось отметить только что под актами применение административно-правовых норм понимается не только принятие соответствующего документа например приказа о назначении на должность или вынесение постановление о производстве досмотра транспортного средства и так далее под актами применения норм административного права понимаются и конкретные реальные действия должностных лиц органов исполнительной власти так например непосредственно и изъятие орудие незаконного лова рыбы у браконьера применение специальных средств вот наш они правонарушителей при отказе их повиноваться законным распоряжением работников правоохранительных органов применение наконец особых средств специальных средств охраны правопорядка таких как применение слезоточивых газов применения огнестрельного оружия и другие следующими элементами механизма административно-правового регулирования является способом административно-правового регулирования и акты толкования административно-правовых норм что же мы включаем способы административно-правового регулирования способом административно-правового регулирования относятся те правовые средства при помощи которых осуществляется непосредственно воздействии органов исполнительной власти на других участников управленческих отношений причем способы административно-правового регулирования которым относится предписание дозволения и запреты оказывают влияние и на другие элементы правового регулирования так например административно-правовые нормы не могут по существу реализоваться другим способом помимо предписания дозволения и запрета именно на этой основе базируется классификация административно-правовых норм различаются дозволительно административно-правовые нормы то есть гражданину соответствии с конституцией дозволяется заняться заниматься предпринимательской деятельностью большую роль играет предписание почему такая большая роль в административно-правовым механизме потому что административно-правовые нормы в особенности компетенции он ее нормы то есть нормы который определяет права и обязанности органов исполнительной власти они определяет круг тех полномочий которым обладает тот или иной орган исполнительной власти за пределы которого он не может выйти и на коне с запретительный способ правового регулирования также имеет широкое применение в механизме административно-правового регулирования поскольку участники управленческих отношений к сожалению не всегда выполняют возложенные на них законом право и обязанность совершают неправомерные действия поэтому административно-правовые нормы устанавливают и значительное количество запретов но поскольку запреты вторгаются охраняемые законом отношения права и свободы граждан уровень таких норм установлен на весьма высоком уровне настоящее время принят кодекс об административных правонарушениях в котором регулируется и общие вопросы административной ответственности и предусматриваются ответственность за конкретные составы правонарушений но говоря о элементах механизма правового регулирования следует иметь в виду что все они взаимосвязаны и все они образуют во взаимодействии единый механизм административно-правового регулирования административное право обладает не только своим предметом методом и только регулирует и закрепляет юридическим механизм государственного воздействия на участников управленческих отношениях она базируется на системе соответствующих принципов административного права в принципам административного права относится основополагающие идеи требованиям выражающие сущность данной отрасли права назовем основные принципы административного права к ним относится прежде всего приоритет личности и и прав и свобод что вытекает непосредственно из конституции которая отдаёт приоритет правам и свободам гражданина наконец другим принципом является разделение властей мы уже говорили об этом принципе данном случае это означает что органы исполнительной власти не вправе вторгаться сферу деятельности которая отнесено конституцией сфере деятельности законодательной или судебной власти наконец законность законность является всеобъемлющим принципам но для органов исполнительной власти она приобретает особый смысл поскольку нормы административного права должны быть основаны на законе и регулировать весь процесс исполнения законов наконец к видам принципов административного права относится взаимная ответственность государства и личности и гласность что это означает но прежде всего это не несмотря на том что управленческие отношения это отношения власти подчинения другая сторона управленческих отношений отнюдь не бесправны если орган исполнительной власти нарушил права гражданина при решении конкретного юридического вопроса неправильно исчислил пенсию не предоставил в законном порядке жильем не решил другие вопросы в этом случае гражданин вправе в соответствии с конституцией действующим законодательством обжаловать незаконные действия органа исполнительной власти или его должностного лица и добиться его законного решения наконец гласность приобретает особый смысл в современных условиях поэтому не случайно входе административной реформы которая проводится настоящее время в российской федерации особое внимание обращается на том чтобы органы исполнительной власти были доступны гражданам организациям общественным организациям чтобы их деятельность было прозрачным и чтобы информация которая интересует граждан или иных субъектов права предоставлялась им законном порядке с тем чтобы не утаивали те информационные блоки которые необходимы для решения например экономической деятельности для решения вопросов занятие предпринимательской деятельности и так далее как и всякая отрасли право административное право имеет свои источники говоря об источниках следует иметь в виду что в данном случае речь идет прежде всего о юридических источниках то есть тех внешних юридических актах в которых а по средству это непосредственно административное право к ним источники административного права это юридические акты различных государственных органов в которых содержатся данные нормы к источникам административного права относятся следующие конституции российской федерации федеральные конституционные законы частности федеральным конституционным законом определен правовой статус правительства российской федерации федеральные законы российской федерации ими определяется правовой статус многих государственных структур так например федеральным законом определен статус милиции как правоохранительного органа государства наконец международные соглашения и договоры участниками которых является россия также являются источниками административного права к источникам административного права относятся также акты выносимые советом федерации федерального собрания постановление государственной думы акты местных представительных и исполнительных органов власти к ним относятся кроме законодательных актов также и подзаконные акты которым относятся нормативные постановления правительства российской федерации и нормативные акты министерств и государственных комитетов ведомств и служб российской федерации административное право слагается из системы определенных блоков которые состоят прежде всего из норм из более крупных образований которые именуются института мин административного права но эти все блоки тесно взаимосвязаны между собой они закреплю принципы государственного управления определяет административно-правовой статус государственных объединений их служащих регулирует управление социально-культурной сфере определяет формы и методы государственного управления в российской федерации определяет статус органов исполнительной власти определяет правовой статус государственных служащих регулирует управление в различных сфер а в том числе в хозяйственной сфере а также регулирует административно-юрисдикционной у деятельность административное право как отрасль права это совокупность правовых норм от не этого понятия необходимо отличать административное право как науку то есть административно-правового но остановимся кратко на третьем вопросе административно-правовая наука что она из себя представляет как и всякая наука эта совокупность представлений мнение идеи концепции относящийся к той или иной сфере деятельности в нашем случае административное право это наука о нормах административного права о законодательстве о практике применения норм административного права о деятельности органов исполнительной власти как и всякая наука административное право имеет свои истоки поэтому необходимо обратить на основные три этапа развития науки административного права прежде всего административное право как наука возникла из камера листики средние века камера листика это наука о финансах экономики и управлением уже в 16 веке в университетах европы читались курсы камера листики они были вызваны тем что развивалась уже промышленность усложнялись вопросы управления промышленностью торговлей необходимо было упорядочить взаимоотношения всех участников управленческих отношений следующим этапом развитие науки административного права признается полицейское права или право внутреннего управления говоря об этом этапе следует отметить что полицейское право это не право деятельности современной полиции поскольку полицейское право возникло сам термин возник от термина полиции древнегреческого что означает город и поэтому полиции полицейское право рассматривались как наука о внутреннем управление основными классиками полицейского права признаны призванных признан при признаны такие ученые как штейн генри фон берг следует отметить что по наука полицейского права в российской империи также складывалась под влиянием полицейской науки разработанный прежде всего германскими учеными особо следует отметить заслуги таких профессоров русских тарасов дери женский гагин елистратов и другие и наконец третий этап по существу современное административное право которая является регулятором отношений в сфере общественных отношений то есть еще раз напомним что классика науки административного права это ученые которые разрабатывали вопросы камера листики полицейского права и наконец административного права которая регулирует общественные отношения связанные с реализацией исполнительной власти государства говоря о современная административно-правовой науки необходимо отметить ведущую роль административного права как юридического спутника исполнительной власти и поэтому усилия ученых административных направлены в настоящее время прежде всего на реализацию успешную реализацию административной реформы проводимый в нашем государстве с тем чтобы наше государство все более входило семью цивилизованных правовых демократических государств мира теперь когда мы закончили лекцию необходимо напомнить что какие вопросы следует отработать самостоятельно что и следует иметь в виду при самоподготовке прежде всего это вопросы а понятия ее роли в социальном управлении исполнительной власти принципы осуществления исполнительной власти необходимо дать характеристику административного права как отрасли российского права понятие и элементы механизма административно-правового регулирования понятия административно-правовых норм наконец понятия элементы административно-правового от на инь-ян благодарю за внимание всего доброго
 

Категория: Общие вопросы | Добавил: UrokZakona (18.04.2018)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
UrokZakona - копирование без ссылки запрещено © 2018.