Главная » Статьи » Административное право » Общие вопросы

Обеспечение законности в исполнительной сфере

  добрый день уважаемые слушатели ваш лектор шергин анатолий павлович доктор юридических наук профессор продолжим наши лекции по курсу административного права предыдущих лекциях мы с вами рассматривали проблемы субъектов административного права раскрывали какими формами и методами они осуществляют управленческую деятельность обрисовали правовой статус основных субъектов осуществляющих исполнительную власть в нашем государстве сегодняшней лекции речь пойдет о дальнейшем развитии теории административного права прежде всего а текст способах которые осуществляют государством для обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении любая социальная организация нуждается в определенной стабильности предсказуемости в законности не исключение составляют и исполнительно-распорядительных органы нашего государства вместе с тем ретроспективный взгляд на эволюцию исполнительной власти свидетельствует о том что исполнительные органы не только осуществляет исполнение законов но и нередко они вторгаются законные права и интересы граждан организации предприятий и общественных формирований поэтому возникает потребность обеспечение законности в исполнительной деятельности наших органов законность само по себе емкое понятие прежде всего следует отметить что законность является конституционным принципом соответствии с действующей конституции и нашего государства каждый гражданин организация юридические лица обязаны исполнять требования закона соблюдать установленные законом юридические предписаниям не нарушать при этом законные права и интересов других субъектов действующих в нашем государстве в литературе высказаны различные суждением о понятие законности а способах ее обеспечением причем законность нередко связывается наличием самих законов да без соответствующей системы закона говорить о законности вряд ли можно но вместе с тем законность предполагает не только наличие законов но и соблюдение его требование поскольку закон прежде всего живет действует только когда он применяется и соблюдается нередко законность связывается с определенным правовым режимом установленным в государстве такому суждению тоже есть основание но представляется целесообразным рассматривать в более широком плане законность как набор соответствующих элементов объединяющих и наличие законов и соблюдение и соответствующей правовой режим связи с этим позволим себе определить законность следующим образом законность это наличие оптимального количества правовых норм для регулирования существующих общественных отношений соблюдение адресатами содержащихся в них предписаний и формируемый на этой основе особый правовой режим как видите такое понимание законности охватывает три основных блока определяющих сущность этого принцип принципа нашего государства а именно во первых необходимо наличие соответствующего количества законов которыми регулируются действующие общественные отношения наличии соответствующего достаточного количества законов является непременным атрибутом законности если какие-то существенные общественные отношения не урегулированы законом то в этом случае такую нишу заполняя деятельность не правового характера так например неурегулированность ряда общественных отношений связанных с развитием рыночных взаимосвязи между субъектами права непременно влечет за собой расширение так называемого теневого рынка теневой экономики использование криминальных способов разрешения возникающих проблем в экономической деятельности тех или иных субъектов вторым блоком закон понятие законности является соблюдение адресатами правовых предписаний без соблюдения адресатами правовых норм своих обязанностей вряд ли можно будет говорить о реальной законности можно будет говорить только наличие закона но если законы не реализованы непосредственной деятельности организации государственных органов в поведении должностных лиц и граждан в этом случае о законности говорить вряд ли приходится наконец законы и соблюдения законов образуют соответствующей правовой режим в государстве и в этом случае мы можем говорить о разной степени законности о разном уровне законности в государстве или действующая жизнь закона реале характеризуется устойчивым стабильным развитием либо если нарушаются права и интересов граждан причем существенных значительных количествах в этом случае мы говорим о том что законность в государстве находится на ненадлежащим уровнем еще раз повторим что понятие законности образует три взаимосвязанных блока наличие законов и их соблюдения и основанный на них соответствующей правовой режим закон из характеризуется не только содержательным анализом о котором шла сейчас речь законность если речь идет о правовом государстве стабилизируется соответствующими основополагающими положениями которые получили название в теории права принципы законности что же относится к принципом законности на каких же основных положениях основан на законность нашем государстве принципом законности относится верховенства конституции и федеральных законов на всей территории российской федерации равенство всех перед законом единство законов осуществление прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других лиц остановимся кратко на названных принципов все нормативные акты все подзаконные акты индивидуальные правовые акты вся деятельность государственных органов должна соответствовать конституции российской федерации и федеральным законом то есть это означает что все законодательные и подзаконные акты издаваемые субъектами российской федерации должны соответствовать конституции и федеральному закону в тех случаях если законы субъекта российской федерации не соответствуют каким то нормам конституции российской федерации в этом случае данные законы не должны применяться поскольку конституция российской федерации закрепляет принцип верховенства конституции российской федерации и федеральных законов перед всеми иными нормативными актами в принципом законности относятся равенство всех перед законов это означает что не должно быть исключений по каким бы то ни было признаком престижности занимаемой должности или национальности образование иных признаков которые могли бы быть положены в основу дискриминации того или иного субъекта права наконец принципом законности является единство закона то есть закон является единым обязательным для всех государственных органов организации предприятие должностных лиц и граждан и наконец осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц это конституционный принцип в которой в конституции закреплено положение о том что все предоставленные гражданину права и свободы могут быть реализованы при условии соблюдения законных прав и интересов других лиц в другим принципом законности относится гарантированность неотвратимость ответственности и устойчивость гарантированность означает то что государство не только провозглашают в законе те или иные права субъектов права но и гарантирует их соблюдением эти гарантии весьма широки они включают в себя как общие социальные гарантии материальные гарантии дающую возможность реализовать каждому свои способности в экономической например сфере кроме этого гарантированность означает то что государство стоит всегда на страже законных прав и интересов граждан и гарантируют их соблюдения всей мощью государственной машины наконец принципом законности относятся неотвратимость ответственности неотвратимость ответственности важнейший принцип законности без которого законность немыслимо нельзя реализовать те или иные правовые установления если они будут нарушаться поэтому законодатель устанавливает и соответствующие виды юридической ответственности для лиц которые нарушают права и свободы граждан законные права и интересы юридических лиц еще раз подытожим наши рассуждения по поводу о понятие законности законность включает себя следующие элементы законы и иные правовые акты как нормативная основа законности во вторых следующим элементом является соблюдение нормативных предписаний и наконец наличие законов и их соблюдения формируют особый правовой режим так называемый режим законности но законность не реализуется само по себе к сожалению следует отметить что наши реалии в том числе и в сфере деятельности исполнительных органов характеризуется не только добросовестным исполнением и соблюдением законом но и многочисленными фактами нарушения законных прав и интересов граждан несоблюдение теми или иными государственными органами своих обязанностей вторжением сферу законных прав и интересов граждан и целым рядом других правонарушений поэтому государство в целях обеспечения высокого уровня законности соответствующего имиджом правового государства предпринимает соответствующие меры по обеспечению законности причем следует заметить что обеспечение законности также широкое понятие включающие в себя разнообразную деятельность государственных органов предприятий общественных организаций сами граждан направленных на соблюдение законных прав и интересов субъектов права вместе с тем говоря об обеспечении законности необходимо иметь ввиду два аспекта данного понятия первый аспект касается так называемых общих способов обеспечения законности к общим способом обеспечения законности относится по существу вся политическая и социальная и экономическая деятельность государства направленное на создание реальных условий для добросовестно соблюдения законов так например установление государством достойного вознаграждение является одним из способов косвенного влияния на государственный аппарат получая достойное вознаграждение чиновник будет воздерживаться от коррупционных 10 и от получения незаконных подарков взяток и так далее второй аспект обеспечение законности является юридическим аспектам от способами обеспечения законности в государственном управлении в данном случае понимаются не все средства обеспечение законность законов в деятельности органов исполнительной власти а только те которые получает юридическую окрас закрепление в действующем законодательстве применяются уполномоченными на то государственными органами или общественными формированиями поэтому в нашей лекции мы с вами основное внимание уделим именно юридическим способом обеспечения законности в государственном управлении причем способы обеспечения законности в данном случае рассматривается не как изолированные средства воздействия на поведение и волю субъектов права а представляют собой взаимосвязанную систему соответствующих способов обеспечения законности в государственном управлении каковы же эти средства каковы же эти способы обеспечения законности к ним относится прежде всего контроль проверка исполнением надзор который подразделяется на общий надзор прокуратуры и специальный надзор или в теории права он именуется административным надзором и наконец еще один способ обеспечения законности это право жалобы который применяется преимущественно гражданами в целях обеспечения своих законных прав и интересов остановимся на характеристике каждого из названных способов обеспечения законности прежде всего на контролем контроль является наиболее общим и причем все объемлющее способом обеспечения законности в государственном управлении это выражается в том что контроль рассматривается одновременно не только как способ обеспечения законности контроль является необходимым элементом управленческой деятельности и поэтому контроль пронизывает практически все этапы управленческой деятельности все его стадии поскольку он представляет собой форму обратной связи он как бы сигнализирует о том не нарушены ли параметры заданы и законом или иным управленческим решением насколько точно выполняются плановые задания предписаниям насколько правильно и рационально расходуются материальные кадровые информационные ресурсы и вот такой всеобъемлющий характер законности в законности контроля и предопределил и вам субъектный состав контролировать имеют право практически все государственные органы независимо от того в какую из ветвей власти они входят напомню что действующие государственное устройство основано на так называемом принципе разделение властей а именно власть государственная подразделяется на законодательную судебную и исполнительную они являются независимыми друг от друга но в тоже время они обладают соответствующими средствами воздействия на деятельность других ветвей власти так например парламент имеет право контролировать расходование бюджетных средств контролировать деятельность правительства судебная власть имеет право судебного контроля за деятельностью администрации не случайно судам обращаются с жалобами на действия органов исполнительной власти и так далее поэтому когда мы говорим о контролем то мы имеем в виду широкую деятельность практически всех государственных органов администрации предприятия и организации наделенных правом проверки исполнения законов и иных нормативных актов контролируемым субъектом и принятие соответствующих мер для предупреждения нарушений законов таким образом контроль обеспечивает фактическое реально и соблюдение и исполнение законов и иных правовых предписаний применяется широчайшим кругом субъектов и применяется в целях обеспечения законности в целях предупреждения и пресечения правонарушений и наказания лиц виновных в нарушении законов являясь единым по своей сущности контроль как способ обеспечения законности в то же время подразделяет цен на различные виды в зависимости от тех или иных критериев которые используется для классификации контролем остановимся на основных из них к видам контроля в зависимости от объема деятельности объекта подразделяются на два вида общий и специальный что это означает контроль может быть общем как например инспекторской а проверка министерством деятельности подконтрольного ему предприятия или органом специальный контроль сама терминология указывает на то что специальный контроль применяется по каким-то специальным направлением не затрагивая от остальных сторон деятельности контролируемого субъекта к таким видам контроля например относится валютный контроль финансовый контроль финансовый контроль осуществляемые органами министерства финансов он затрагивает только лишь вопросы рационального расходования бюджетных средств в то время как другие сферы деятельности того или иного предприятия данный вид контроля оставляет нетронутыми кроме этого виды контроля в государственном управлении могут также варьироваться в зависимости от субъектов осуществляющих контроля от характера их полномочий прежде всего по этому признаку следует выделить контроль органов законодательной власти и контроль судебная власть законодательная власть основной своей функции признает только осуществление законодательная деятельность но вместе с тем законодательная власть не относится безразлична к тому как эти законы осуществляются и поэтому законодательная власть имеет и соответствующий рычаги для достижения такой цели каковы же эти рычаги так например государственная дума дает согласие на кандидатуру председателя правительства российской федерации это важный государственный пост и поэтому государств и депутаты государственной думы обсуждают такую кандидатура и рекомендуют президенту принять такую кандидатуру или наоборот отказаться от нее кроме этого государственная дума и совет федерации имеют и другие рычаги воздействия на обеспечение законности каковы основные из них прежде всего это создание специальных под комитетов которые прорабатывают соответствующие законопроекты и одновременно прослеживает насколько предшествующие законы исполнялись органами исполнительной власти кроме этого государственная дума создает счетную палату российской федерации это специальная орган нашего парламента основная функция которого осуществление контроля за рациональным исполнением годового бюджета российской федерации и в тех случаях когда счетная палата при проведении ревизий и проверок устанавливает нерациональное расходование бюджетных средств она принимает соответствующие меры к виновным ставит вопрос о привлечении к ответственности лиц незаконно или нерационально расходы ведущих государственные средства на те или иные не предусмотренные государственным бюджетом цель им что касается контроля судебной власти мы с вами поговорим об этом несколько позже но следует подчеркнуть важность данного способа законности суды является независимой самостоятельной ветви государственной власти и вот как раз такая независимость дает им возможность объективно оценить а правильны ли действия органов исполнительной власти а сколько законодательное собрание субъекта российской федерации приняло то или иное решение или насколько правительства и легла главы городов и других населенных пунктов правы при принятии того или иного решения и авторитет сюда обязательность его решение являются именно той гарантии которая обеспечивает обязательность восстановление нарушенных прав граждан организации и должностных лиц кроме этого виды контроля могут также подразделяться в зависимости от субъектов которые осуществляют контроль в зависимости от субъектов осуществляющих контрольные функции и характер ой полномочен следует выделить контроль президента российской федерации причем данный контроль президент осуществляет непосредственно реализуя свои конституционные полномочия или же контроль президентский осуществляется через соответствующие президентские структуры непосредственным контролем президент российской федерации осуществляет посредством своих полномочий предоставленных ему конституции а именно президент назначает председателя правительства российской федерации согласие государственной думы назначает министров россии и федеральных министров кроме этого министр может председательствовал на заседаниях правительства министру непосредственно президенту непосредственно подчинен целый ряд министерств а именно министерства внутренних дел и министерства иностранных дел министерства по чрезвычайным ситуациям и ряд других таким образом министр может контролировать непосредственно деятельность данных министерств направлять их деятельность с тем чтобы данное министерство четко соблюдали законы и федеральные и иные нормативные акты изданные правительством российской федерации или указы президента кроме этого президент имеет возможность контролировать деятельность сфере государственного управления через свои создаваемым структуры президентские структуры весьма существенный элемент обеспечения законности но среди них особо следует отметить деятельность главного контрольного управления администрации президента именно данная структура непосредственно контролирует ход исполнение указов и распоряжений президента президента российской федерации всеми органами государственной власти это важный инструмент президентского контроля и указание главного контрольного управления являются обязательными для под контрольных органов и в тех случаях когда ситуация выходит уже из-под контроля когда поведение тех или иных субъектов государственной власти причиняет ущерб охраняемым интересом главное контрольное управление делает представление президенту о совершенных нарушениях закона с тем и предлагает определенные варианты решения этого вопроса вплоть до увольнения соответствующего должностного лица не выполняющего указы президента или иные нормативные акты но говоря о видов контроля следует иметь ввиду что наиболее широкое поле деятельности его сфере исполнительной власти именно исполнитель найди сфере власть и контроль пронизывает практически всю управленческую деятельность он осуществляется во всех сферах деятельности органов исполнительной власти при этом контроль органов исполнительной власти подразделяется на общий ведомственный и над ведомственный что вкладывается в понятие названных трех видов контроля осуществляемые органами исполнительной власти общий контроль имеет свои задачу проверку законности всей деятельности того или иного государственного органа или предприятия или организации то есть иными словами говоря это практически тотальный контроль охватывающий всю сферу деятельности того или иного государственного органа предприятия или организации общий контроль а как правило осуществляют органы общей компетенции к ним относится правительства российской федерации и правительством субъектов российской федерации имена не вправе контролировать деятельность в целом всех подконтрольных органов и принимать соответствующие меры по предупреждению нарушений и законности их стороны что касается в ведомственного контроля то его рамки суженым пределами соответствующего министерства ведомства или федеральной службы ведомственный контроль по существу средства обеспечения законности внутри самой системы того или иного ведомства или министерства связи с этим министерства и ведомства создают свои контрольные органы которые обеспечивает проверку исполнения и законов и ведомственных нормативных актов и распоряжением руководителя министерства или ведомства подконтрольными органами учреждениями и организациями так например практически во всех министерствах созданы специальные контрольные подразделения название их различные в некоторых органах они именуются контрольными управлениями в других министерствах организационно инспектор скими управлениями как например министерстве внутренних дел в некоторых в министерствах создаются специальные службы собственной безопасности это особый контролирующий орган который обеспечивает контрольную функцию министерства или ведомства в отношениях собственных своих сотрудников с тем чтобы они выполняли достойно свой долг не нарушали права и свободы граждан не грешили коррупции не совершали иных порочащих звания государственного служащего поступков кроме этого органы исполнительной власти могут осуществлять и над ведомственный контроль над ведомственный контроль отличается от предыдущего вида контроля тем что соответствующий тот или иной орган исполнительной власти вправе контролировать по определенному специальному назначению деятельность нив органов государственных органов и организаций не входящих структурно в систему данного министерства наиболее характерный пример это финансовый контроль и осуществляемые министерством финансов финансовый контроль через соответствующие органы финансовых финансового контроля контролируют рациональное использование денежных средств практически во всех органах государственной власти и управления во всех предприятиях и организации их но он не затрагивает другие сферы контроля так например он не затрагивает к примеру функцию пожарного контроля который тоже является примером над ведомственного контроля осуществляемые органами министерства по чрезвычайным ситуациям но говоря контроль и необходимо иметь ввиду что контроль это не самоцель и контроль прежде всего он ориентирован на поддержание установленного параметра управление на поддержание соответствующего уровня законности в деятельности органов исполнительной власти и поэтому контролирующие органы наделены существенными правами по реагированию на выявленные нарушения законности каковы же формы реагирования контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции надзоров прежде всего необходимо выделить правовые формы реагирования на нарушения к ним относится предписание об устранении нарушений так например инспектор госпожнадзора выносит такое предписание при обнаружении нарушения правил пожарной безопасности и устанавливает срок течение которого администрация предприятия должна ликвидировать такое нарушение кроме этого контрольные органы имеют возможность непосредственно реагировать на нарушение применяя различные меры воздействиям данные меры мы с вами уже ранее рассматривали подразделяются на меры предупредительного характера меры пресечения и наказания их характеристика уже была нами рассмотрена поэтому я не буду останавливаться подробно на них подчеркну только что сам диапазон данных мер воздействия свидетельствует о том что контрольно-надзорные органы имеют возможность реально воздействовать на нарушителей законов то есть и предупреждать нарушение законов например приостанавливать работу того или иного предприятия пресекать нарушения законов например устанавливать соответствующее ограничение и наконец контрольно-надзорные органы обладают значительной административно-юрисдикционной компетенции более 60 министерств и ведомств вправим применять меры административного наказания другим способом обеспечения законности является надзором но надзор он хотя имеет общие признаки с контрольной деятельностью которая характеризуется проверкой исполнением но вместе с тем надзор является специализированным способом обеспечения законности вместе с тем этот специализированный способ обеспечения законности подразделяется на общий надзор прокуратуры и так называемые административный надзор прежде всего остановимся на первом в соответствии с федеральным законом о прокуратуре российской федерации прокуратура является в централизованным государственным органам причем независимым государственным органам осуществляющим надзор за соблюдением и исполнением законов всеми государственными органами и организациями общественными формированиями должностными лицами и гражданами причем надзор прокуратуры также является специализированным видом надзора он подразделяется на надзор за местами исполнения наказания надзор за законностью при осуществлении дознания и предварительного следствия и наконец надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов государственными органами и учреждениями и организациями и граждан и и вот именно данный вид прокурорского надзора который получил в теории права название общего надзора прокуратуры не является наиболее всеобъемлющим видом прокурорского надзора для осуществления прокурорского надзора прокурор имеет широчайшую возможность ему предоставлено право вхождение беспрепятственного для осуществления проверки исполнения и соблюдения законов в любое государственное учреждение предприятие и организацию он вправе истребовать зад необходимый для проверки документы требовать представления объяснения должностных лиц по поводу нарушений законности он вправе возбуждать уголовное и административное преследование вынося постановления о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении но какова же форма реагирования на нарушения законности прокурором действующее законодательство я имею ввиду прежде все федеральные законного прокуратуры российской федерации выделяет два основных две основных формы реагирования прокурора на нарушение законов прежде всего к такой форме реагирования прокурором относится протест на противоречащий закону правовой акт данная форма является наиболее распространенные практики прокурорского надзора причем следует подчеркнуть что протест может быть принесен как на нормативный акт изданы соответствующим органом исполнительной власти например прокурор может опротестовать законодательный акт и изданы субъектам российской федерации и протест может быть принесен также и на индивидуальный акт административный акт например приказ об увольнении того или иного работника в этом случае протесты приносятся непосредственно тому субъекту кто издал а протестуем и акт причем протест должен быть обязательно я подчеркиваю рассмотрен тем или иным должностным лицом которому адресован данное протест в отличие от прежнего законодательства когда государственный орган или администрация предприятия могла отклонять протест действующий федеральный закон о прокуратуре российской федерации закрепляет четкое правило о том что протест должен быть обязательно рассмотрим по нему должны быть приняты соответствующие меры и об этом письменной форме должно быть сообщено прокурору который принес данный протест следующие форма и прокурорского реагирования на нарушения законности является представление на факты нарушения закона причины и условия им способствующими данная форма реагирования отличается от протеста тем что представление может быть принесена и по единичному факту нарушения и по определенной категории так сказать дел когда будет выявлено однотипные нарушения законов при решении тех или иных управленческих вопросов так например в ходе прокурорской проверки были выявлены случаи неоднократных хищение с того или иного предприятия и причиной тому была во первых неправильный подбор кадров во вторых слаб плохая организация наружное охранное предприятие в этом случае в администрацию предприятия прокурор вносит представление указывает такие причины повлекшее нарушения законности и в то же время рекомендует принять соответствующие меры для их устранения представления также как и протест должен быть еда обязательно рассмотрим и по нему должны быть приняты меры и сообщи но соответственно прокурору к другим формам реагирования прокурору она нарушение законности является непосредственная реакция прокурора на наиболее грубые нарушения прав и свобод граждан на наиболее грубые нарушения законности в деятельности органов исполнительной власти к таким формам относится вынесение постановлением прокурора об освобождении лица незаконно подвергнутого задержания аресту о возбуждении производства по делу об административном правонарушении о возбуждении уголовного дела как видим данном случае прокурор непосредственно на реагирует на совершенное преступление или административное правонарушение выносит соответствующее постановление о возбуждении уголовного или делаем или дела об административном правонарушении в тех случаев когда при проверке к примеру органа внутренних дел у устанавливается что лицо содержится под стражей незаконно задержана незаконная или подвергнута незаконно аресту в этом случае он выносит постановление о немедленном освобождении незаконно задержанного или незаконно арестованного лице поэтому говоря о возможностях прокурором мы видим что он имеет соответствующие полномочия эффективно реагировать на нарушения законности восстанавливать закон нарушенные права и свободы граждан при этом подчеркнем что все названные формы реагирования являются обязательными для исполнения тем лицам гражданам и должностным лицам кому они адресованы причем неисполнение законных распоряжений и указание прокурора влечет установленную законом либо административную ответственность действующий кодекс предусматривает такую ответственность либо уголовную ответственность перейдем теперь непосредственно к возможностям в обеспечении законности в государственном управлении судей судов суды является независимыми государственными органами они осуществляют правосудие путем рассмотрения уголовных гражданских и административных дел вместе с тем суды имеют значительные возможности и в непосредственном обеспечением законности в государственном управлении каким же способом же путем реализуется такая возможность данная возможность реализуется посредством осуществления судами так называемые административной юстиции остановимся кратко на характеристики данного вида правоохранительной деятельностью что из себя представляет административная юстиция кто ее осуществляет в каких формах она реализуется административная юстиция изначально связывается в теории права с обеспечением законности деятельности администрации причем зародившись западной европе два века назад административная юстиция сложилось как самостоятельный правовой институт с которым связываются возможность реагирование судов на незаконные действия администрации на деятельность органов исполнительной власти существует несколько вариантов административной юстиции для тех кто интересуется более подробно данной проблематикой я могу отослать к работам наших старых полиции став таких как core тарасов лозина лозинский кроме этого значительное внимание уделяется внимание административной юстиции и в зарубежной полицейской и административно правовой науке сложилось несколько вариантов осуществления административной юстиции первый вариант характерной большим для германии all strify лендин связывает цен с деятельностью специальных судебных органов осуществляющих функции судебного контроля за деятельностью администрации так например финляндии создана система административных судов которые являются самостоятельной ветви судебной власти начиная от нижестоящих муниципальных судов и заканчивая верховным судом финляндии которые рассматривают жалобы на действия администрации возглавляет верховный административный суд президент данного суда который присутствует на заседании парламента дает заключение на соответствующие законопроекте как видим функции eval значительные в реагировании на нарушение законности в деятельности администрации 2 модели административной юстиции связываются с возложением функции контроля за деятельностью администрации на специальные государственные органы в различных странах данной функции возлагаются на разные государственные органы например во франции в узлах эти функции осуществляют префектуры государственный совет франции что касается россии то россия пошла по иному по третьему варианту который также имеются в мировой практике а именно в россии действующее законодательство возлагает функций судебного контроля за деятельностью администрации на общие суды то есть общие суды одновременно с осуществлением правосудия рассматривает и жалобы на действия администрации правовым основанием для этого является прежде всего конституционная норма которая предоставляет право каждому гражданину обращаться в суд для защиты своих законных прав и интересов детальная регламентация порядка и основании обращение граждан суд за защитой является федеральный закон об обжаловании в суд действий и решений государственных органов и их должностных лиц ущемляющих или нарушающих права и интересы граждан важность данного закона нельзя переоценить дело в том что в начальной стадии начале 90-х годов данный закон предусматривал возможность обжалования только 10 должностных лиц что касается нормативных актов издаваемых органами исполнительной власти то они были вне пределов судебного контроля в настоящее время я подчеркну это особо гражданин вправе обжаловать как действие то горе иного должностного лица суд например увольнение не закон не законная так и постановление соответствующего государственного органа или закон субъекта российской федерации если гражданин усмотрел данном нормативном акте угрозу для своих законных прав и интересов говоря об административной юстиции по действующему российскому законодательству необходимо иметь ввиду также это что в настоящее время возможно с тем обжалование суд незаконных действий и решений администрации расширен и тем что жалобы могут рассматривать не только органы общей компетенции но и арбитражные суды по определенной категории дел таким образом если подытожить понятие административной юстиции то административная юстиция как обобщенная модель может рассматриваться как обжаловании в суд действий и решений органов публичного управления в этом по существу и основное содержание данного способа обеспечение законности какими же признаками обладает административная юстиция административная юстиция обладает следующими признаками прежде всего для административной юстиции необходимо наличие административно-правового спора как основание для подачи жалобы характеристики административно-правового спора уделяется значительное внимание в административно-правовой литературы достаточно отослать к известным работам надежда георгины со лещева и наталья юрин их манеева также можно упомянуть работаем радченко и других видных ученых административно став в чем же суть административно-правового спора административно правовой спор это спор о праве публичным между органом исполнительной власти и между гражданином или другим органам государственным или учреждением то есть данном случае имеется ввиду именно спор о праве публичным то есть оспаривается публичное решение или публичные так сказать акт администрации заметим что гражданско-правовой спор это уже спора о праве гражданском и в данном случае речь идет уже о необходимости обращения с иском порядке гражданского судопроизводства в нашем же случае административно правовой спор это спор еще раз повторю оправе публичном и именно данный спор является основанием для подачи жалобы как основание для административной юстиции вторым признаком административной юстиции является разрешение спора судами общей юрисдикции и арбитражными судами это означает что жалоба может быть подана в районные городские суды общей компетенции военнослужащий может подать жалобу на действия военной администрации в гарнизонный военный суд индивидуальный предприниматель или юридическое лицо может подать жалобу на действия администрации в арбитражный суд который праве рассматривать дела об экономических спорах вытекающих из административно-правовых отношений так например юридическому лицу отказано регистрирующим органом в государственной регистрации вам как юридического лица данное предприятие может обжаловать такое решение соответствующий арбитражный суд третьих административная юстиция характеризуется тем что административно-правовые споры рассматривается в рамках установленных законом правовых процедур это означает что административная юстиция осуществляется в строго определенных процессуальных рамках необходимо иметь ввиду что суды общей компетенции рассматривает дела по жалобам на незаконные действия администрации в порядке гражданского судопроизводства данный вид судебного производства является наиболее регламентированным это обеспечивает возможность внимательного рассмотрения дела и объективного справедливого принятия решения о восстановлении нарушенных администрации прав соответствующего гражданина или юридического лица говоря о данной деятельности судов необходимо подчеркнуть что в настоящее время это широко применяемый способ обеспечения законность способ обеспечения граждан от произвола администрации достаточно сказать что только 2002 году судами общей компетенции рассмотрена порядка 120 тысяч жалоб граждан на незаконные действия администрации к этому необходимо еще приплюсовать и деятельность мировых судей 125 тысяч таких дел рассмотрели 2002 году только мировые судьи к сожалению следует констатировать этот факт что законность администрации находится не на надлежащем еще уровнем об этом свидетельствует тот факт что судами удовлетворяются более 70 принесенных гражданами жалоб на действия соответствующих органов администрации поэтому следующим признакам административной юстиции является основная его цель защита публичных прав физических и юридических лиц то есть шут не только констатирует факт нарушения законных прав и интересов граждан или организаций а он принимает решение о восстановлении законности том числе и о восстановлении не только имущественного но и морального ущерба гражданину или ущерба деловой репутации соответствующего должностного лица поэтому юридически результат административной юстиции сводится к признанию судом законности или незаконности актов действий публичной администрации заканчивая лекцию мне хотелось бы обратить внимание на ряд вопросов которые следует иметь в виду при самостоятельной подготовке по данной проблеме вопросы для самопроверки предлагаются следующие значение и роль в обеспечении законности в деятельности органов исполнительной власти понятие и элементы законности система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении контроль в государственном управлении виды субъекты контрольной деятельности административный надзор полномочия надзорных органов надзорная деятельность прокуратуры в государственном управлении понятия административной юстиции форма осуществлением перспективы развития судопроизводства в российской федерации позвольте на этом закончить нашу лекцию пожелать вам всего доброго Следующее

Категория: Общие вопросы | Добавил: UrokZakona (18.04.2018)
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
UrokZakona - копирование без ссылки запрещено © 2018.