Главная » Статьи » Административное право » Общие вопросы

Ответственность по административному праву

  продолжим нашей лекции по курсу административного права в предыдущих лекциях раскрывались формы и методы государственного управления способы их реализации при этом подчеркивалось что наряду с методами убеждения организации органы исполнительной власти применяет и метод принуждением вместе с тем принудительные меры весьма разнообразны к ним относятся меры предупредительного характера меры пресечения направленные на прекращение противоправного поведения и наконец меры наказания которые являются мерами ответственность что же вызывает необходимость применение юридической ответственности в сфере деятельности органов государственного управления в данной сфере государство устанавливает и контролирует значительное количество правил норматива стандартов без которых немыслимо нормальное функционирование во многих сферах общественной жизни невозможно обеспечить без соответствующих правовых запретов и осуществлением мер по обеспечению общественной безопасности тот например установленные правила дорожного движения правила пожарной безопасности санитарные правила правила обращением со взрывчатыми веществами и оружием все они имеют свои целью обеспечения общественной безопасности с тем чтобы не причинили не соблюдение таких норм вредных последствий достаточно сказать что только из-за нарушений правил дорожного движения ежегодно совершаются миллионы нарушение влекущих серьезные последствия из них только более 30 тысяч ежегодно россиян гибнет на дорогах и за лихачей из-за управляющих транспортным средством в состоянии опьянения ежегодно из-за неосторожного обращения с огнем то есть из-за не соблюдения противопожарных правил сгорает значительное количество материальных объектов сотни тысяч гектаров леса и гибнут люди живая фауна лесов и причиняется другие материальные ущербы связи с этим необходимо выяснить а какова же роль юридической ответственности в соблюдении этих правил сфере государственного управления соблюдении соответствующих правовых запретов обеспечивается различными видами юридической ответственности дисциплинарной уголовной и административной причем последние занимает особое место в системе юридической ответственности чем же вызвано это особенность вызвано это тем что сфере деятельности органов исполнительной власти совершается значительное количество административных правонарушений нарушений правил дорожного движения нарушения правил санитарии нарушения правил воинского учета и другим причем объем применяемых мер административной ответственности не сопоставим с другими видами юридической ответственности ежегодно стране привлекается к административной ответственности десятки миллионов людей по экспертным оценкам эта цифра в настоящее время оценивается порядка 100 миллионов дело ежегодно это значительная значительный блок противоправного поведения оказывает существенное влияние на на правопорядок в стране причиняет значительный ущерб охраняемым законом интересам что уже из себя представляет административная ответственность каковы признаки и каковы меры каков порядок осуществление you ready административной ответственности следует заметить что административная ответственность является одним из видов юридической ответственности по действующему российскому праву следовательно административной ответственности присущи общие признаки юридическая ответственность к ним относится прежде всего наличие факта противоправного поведения применение санкций за совершение правонарушения отнесено законодателем компетенции уполномоченных государственных органов юридическая ответственность осуществляется соответствующих процессуальных формах без которых немыслимо ее реализации и наконец любая любой вид юридической ответственности связан с наступлением не благоприятных правовых последствий для нарушителя вместе с тем административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности которому присущи свои специфические черты отличающие ее от других видов юридическая ответственность игра danzka правовой дисциплинарной и уголовные каковы же понятие и основные признаки административной ответственности административная ответственность может быть определена как применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания к физическому или юридическому лицу совершившему правонарушение обратим внимание что в данном определении сделан акцент на том что административная ответственность это применение соответствующий административно-правовой санкции я обращаю внимание на это постольку поскольку в юридической литературе нередко отождествляет цен наказание и ответственность для такого утверждения законодательство не дает серьезных оснований потому что наказание соответствии с кодексом об административных правонарушениях является мерой административной ответственности то есть наказание может существовать она устанавливается за совершение определенных правонарушений но лицо которому не применены меры административного наказания не считается подвергнутым административной ответственности административная ответственность реально существует только после применения мер административного наказания к виновному в совершении административного правонарушения поэтому еще раз подчеркну что под административной ответственностью следует понимать прежде всего применение административно правовых санкций правонарушителем назовем основные признаки административной ответственности во-первых административная ответственность устанавливается кодексом российской федерации об административных правонарушениях и законами субъектов российской федерации об административных правонарушениях о системе данного законодательства служащего нормативной основой административной ответственности мы с вами еще поговорим сейчас же подчеркнем только самое основное что административная ответственность может устанавливаться на федеральном уровне виде кодекса российской федерации об административных правонарушениях и на уровне субъектов российской федерации законами субъектов российской федерации об административных правонарушениях вторым признаком административные ответственный steam является основанием основанием признается административное правонарушение то есть никакой другой вид правонарушения не может служить основанием административной ответственности а только те деяния которые определены законом как административные правонарушения третий признак административной ответственности связан с субъектами его субъектами ответственности субъектами могут быть физические и юридические лица здесь необходимо обратить внимание на то что в соответствии с действующим законодательством административная ответственность может наступать не только в отношении физических лиц то есть граждан должностных лиц предпринимателей но и юридических лиц этим административная ответственность отличается от уголовной дисциплинарной ответственности которые могут применяться только к физическим лицам следующим признаком административной ответственности является мера ответственности мерой административной ответственности в соответствии с действующим законодательством признаются административные наказания то есть напомню ещё раз предыдущей лекции мы с вами рассматривали широкий спектр административно принудительных мер предупредительные меры пресекать il n'y и меры как администра например административное задержание привод принудительной освидетельствование водителя на состояние опьянения и другие являются ли эти принудительные меры мерами ответственности нет они не являются соответствии с действующим законодательством мерой административной ответственности признается только административные наказания следующим признакам административной ответственности являются субъекты применяющие ее меры административная ответственность может применяться судьями уполномоченными органами должностными лицами здесь тоже специфическая черта рассматриваемого вида ответственности так например гражданская и уголовная ответственность может применяться только судом в рамках правосудия что же касается административной ответственности то она применяется единолично судьями причем судьями как судов общей юрисдикции судьями арбитражных судов уполномоченными органами такими как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наконец должностными лицами многочисленных органов исполнительной власти говоря об административной ответственности необходимо обратить внимание на нормативную основу на основании каких правовых норм возможно административная ответственность единственным источником административная ответственность и может служить закон но действующее законодательство не остается неизменным она постоянно должно корректироваться с учетом потребностей юрисдикционных отношении юрисдикцию потребностями юрисдикционной защиты общественных отношений законодательства об административной ответственности прошло три основных этапа своего развития выделим основные из них к ним относятся во-первых до кодификации он ный период развития с семнадцатого года дом 1984 года затем 1 кодификация 1984 года и наконец 2 кодификация норм об административной ответственности осуществлена посредством принятия кодекса российской федерации об административных правонарушениях вступивших в законную силу с 1 июля 2002 года что же характерно для таких периодов развития законодательства об административной ответственности но прежде всего длительное время 17 по 84 годы законодательства об административной ответственности представляла собой большое количество нормативных актов законов союза сср и союзных республик постановление правительства нормативные акты министерств и ведомств кроме них еще действовала большое количество решений местных советов депутатов трудящихся которые также устанавливали по ряду вопросов административную ответственность за нарушение решение местных советов депутатов трудящихся их исполнительных комитетов причем данные законодательство было не только не гадит не кодифицированы оно было противоречивым нестыковок и союзные нормы и многие нормы союзных республик не говоря уже о решении к местных советов поэтому возникла потребность упорядочение правовых норм регулирующих административную ответственность 1984 году был принят первый кодекс раз ссср об административных правонарушениях он определял основание и порядок реализации административной ответственности устанавливал систему субъектов административной юрисдикции то есть органов и должностных лиц который вправе применять меры административной ответственности и наконец определял порядок реализации административной ответственности данный кодекс просуществовал до 2002 года и сыграл определенную роль в упорядочении законодательства об административной ответственности в упорядочении правоприменительной практики многочисленных органов применяющих меры административного взыскания но данный кодекс был принят до принятия конституции российской федерации 93 года он был принят еще советский период развития нашего государства и естественная что он отвечал более тем реалиям которые существовали на момент его принятием поэтому возникла потребность принятие разработке и принятии нового кодекса об административных правонарушениях такой кодекс был принят государственной думой подписан президентом 30 декабря 2001 года и введен в действие с 1 июля 2002 года что же является наиболее характерным для действующего законодательства об административной ответственности прежде всего кодексом четко определены рамки данного законодательства данные законодательства состоит из федерального кодекса об административных правонарушениях и законов субъектов российской федерации об административных правонарушениях данные два блока законодательства об административных правонарушениях теснейшим образом связаны но следует подчеркнуть приоритет федерального законодательства действующее законодательство устанавливает правила соответствии с которым субъекты российской федерации могут принимать законы об административных правонарушениях по вопросам отнесены к их ведению и в случае если они не противоречат федеральному законодательству кодекс об административных правонарушениях занимает особое место в системе законодательства об административной ответственностью он закрепляет исключительные полномочия российской федерации в области установления административной ответственности так к ведению российской федерации отнесено установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях установление перечня административных наказаний и порядка их применение определение порядка производства по делам об административных правонарушениях и установление порядка исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях как видите основные понятия основные институты административной ответственности закреплены на федеральном уровне подчеркну еще одну особенность кодекса российской федерации об административных правонарушениях данный кодекс является не только единым он является единственным нормативным основанием административной ответственности на федеральном уровне напомню что до его принятия административная ответственность на федеральном уровне устанавливалась многими законодательными актами например налоговым кодексом таможенным кодексом и рядом других в настоящее время нормы из таможенного налогового кодекса и других федеральных законов регулирующие вопросы административной ответственности помещены в кодекс об административных правонарушениях каково же структуры содержанием кодекса российской федерации об административных правонарушениях прежде всего необходимо отметить комплексный характер кодификации норм осуществленные данным кодексом в чем это выражается выражается это в том что в кодексе российской федерации об административных правонарушениях кодифицированы материальные компетенции он ее и процессуальные нормы об административной ответственности что это означает материальные нормы определяет основанием и меры административной ответственности компетенции он ее нормы закрепляет систему органов уполномоченных применять меры административной ответственности процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях вот именно эта особенность и предопределило структуру кодекса об административных правонарушениях данный кодекс состоит из пяти разделов в первом разделе общее положение определены понятие и задачи законодательства об административных правонарушениях дано определение об административном правонарушении закреплена система мер административного наказания второй раздел особенная часть главы с 5 по 12 17 глав посвящены по существу нормам об ответственности за конкретные виды административных правонарушениях третий раздел закрепляет систему субъектов административной юрисдикции mind к ним относят закон судьи органы и должностные лица уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях четвертый раздел посвящен производства по делам об административных правонарушениях данное производство и закрыв определяет порядок совершения процессуальных действий определяет права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях и них и наконец пятый раздел исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях посвящен нормам определяющим порядок исполнении уже вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях теперь когда мы кратко охарактеризовали содержанием законодательства об административных правонарушениях перейдем непосредственно к основным институтом административной ответственности основными институтами административной ответственности являются административное правонарушение и административная на казанин что же из себя представляет административное правонарушение которое является основанием административной ответственности административным правонарушением соответствии со статьей 21 кодекса об административных правонарушениях признается противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица за которая кодексом российской федерации об административных правонарушениях или законами субъектов российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность законодатель определил четко основные признаки которые позволяют отнести то или иное деяние к административному правонарушению отсутствие одного из таких признаков влечет за собой не признание того lenovo деяния в качестве административного правонарушения рассмотрим детальнее признаки административного правонарушения признаком административного правонарушения можно отнести многие признаки первостепенного и второстепенного характера мы сейчас же выделяем с вами основные признаки которые законодатель закладывает как характерные для административного правонарушения административное правонарушение характеризуют следующие признаки общественная опасность деянием противоправное деяние виновное деяние и наказуемые деяния в административном порядке что же представляет из себя общественную опасность меры административной ответственности могут применяться только за деяние которое представляет опасность для существующих общественных отношений таких как мелкое хищение чужого имущества несоблюдение правил дорожного движения или нарушение правил воинского учета и другим следует заметить что нередко в литературе высказывается мнение о том что административные правонарушения не обладают признаком общественной опасности думается такая оценка не соответствует реалиям сегодняшнего дня достаточно вернуться к тем примером которая приводил в начале лекции об ущербе которой причиняют нарушение правил дорожного движения их массовость только сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движение выявляется ежегодно порядка 60 миллионов случаев но дело не только в массовость а дело в том что данные нарушения дезорганизует движение на дорогах и улицах наших населенных пунктов ставят под угрозу жизнь и здоровье людей достаточно сказать даже мелкое нарушение приведшая дорожно-транспортному происшествию в условиях мегаполиса приводит по существу к параличу движение на дорогах пока не будет ощущаться осуществлен выезд инспекторов государственной автомобильной инспекции на место пока не уберут транспорт с дороги пока не решат вопрос об ответственности виновных лиц поэтому еще раз подчеркну что так же как и преступлением административным правонарушением присущ признак общественной опасности различий только лишь степени общественной опасности следует заметить что одни и те же деяние при различной степени общественной опасности могут рассматриваться как административное правонарушение или преступление элементарный пример нарушение правил дорожного движение повлекшее причинение легкого телесного повреждения наказывается в административном порядке если в качестве такого нарушения наступит причинение телесных повреждений средней тяжести или тяжкого телесного повреждения в этом случае наступает уголовная ответственность как видите грани между административным правонарушением и преступлением довольно таки близкие и не всегда различимы необходимо учитывать признаки которые закладывают законодатель в кодексе об административных правонарушениях и в уголовном кодексе сопоставлять эти признаки и только на этом основании делать вывод о том совершено ли административное правонарушение или преступление следующим признакам административного правонарушения является противоправность противоправность понимается как закрепление в законе признаков того или иного на деяние квалифицируется как административное правонарушение административным правонарушением признается только деянием которая запрещена кодексом российской федерации об административных правонарушениях или соответствующим законом субъекта российской федерации об административных правонарушениях признаки административных правонарушениях в кодексе конкретизированные применительно каждому из видов административных правонарушений в особенной части кодекса особенная часть состоит из 17 глав в которых сгруппированы нормы об административных правонарушениях посягающих на однородные общественные отношения так например глава 5 устанавливает административная ответственность за правонарушения посягающие на права и свободы граждан глава 21 определяет основании признаки и административных правонарушений в области воинского учета поэтому следует различать общий признак противоправности который характерен для всех видов административного правонарушения а признак противоправности конкретных видов правонарушений мелкого хищения неповиновение законному распоряжению работника милиции стрельба вне установленных my местах определяется посредством определенных признаков характерных только для данного вида административного правонарушения третьем признаком административного правонарушения является виновность деянием административным правонарушением не может быть признано деянием которое совершено не виновна если лицо не знала о существующих запретах не сознавала опасности своих действий и или не могло руководить своими поступками в этом случае о виновности речи и не может быть но говоря о виновности необходимо подчеркнуть особенность внесенную данный институт административного деликтного права действующим кодексом об административных правонарушениях имеется ввиду особенность определения виновности применительно к физическим и юридическим лицам если в отношении физических лиц действует прежняя формула законодателем а именно виновным признается административное правонарушение если лицом совершала я противозаконное действие умышленно или по неосторожности то есть предусмотрено две формы вины первая форма вины характерно для сознательного нарушения установленных правил как например мелкое хищение чужого имущества 2 же форма связано с небрежностью с легкомысленным отношением к нарушению тех или иных правил так например лицо нарушая правила обгона совершает дорожно-транспортное происшествие дорожно-транспортную аварию в этом случае он сознательно нарушает правила но по отношению последствиям он относится легкомысленно он думал что авось обойдется но впоследствии таковые наступили данное правонарушение признается совершенным лицом ивина его будет определена в форме неосторожности ранее действовавшее законодательство не знала административной ответственности юридических лиц в настоящее время кодекс об административных правонарушениях устанавливает основание и порядок административной ответственности как физических так и юридических лиц естественно возникли вопросы виновности юридических лиц о которых говорит законодатель что же понимается под виновностью юридического лица закон определяет виновность организации предприятий совершивших противоправные действия как возможность юридического лица реальную возможность подчеркну обеспечить соблюдение соответствующих правил но не принявших меры надлежащему их исполнению так например нарушение правил пожарной безопасности выразившееся в том что на предприятии не было надлежащего противопожарного инвентаря свидетельствует о том что предприятие могло приобрести могло соответствующие противопожарные инструменты надлежащем виде содержать на предприятии но не сделала этого в данном случае налицо виновность организации вне соблюдение данных противопожарных правил наконец третьем признаком административного правонарушения является наказуемость но наказуемость в административном порядке что это означает это означает что административным правонарушением признается только тоги янин за которое установлена административное наказание данный признак дает нам основание перейти к рассмотрению второго основного института административного деликтного права административному наказанию какими же признаками обладает административное наказание что вкладывает законодатель в него я каких целей применяется административное наказание ответ на эти вопросы не так прост он необходим не только для того чтобы подвергнуть неблагоприятным последствиям правонарушители эти вопросы необходимы также и для ориентации правоохранительной деятельности государства для того чтобы правильно направлять административную политику государства под административной политикой понимаются основные направления деятельности государства в области противодействия административным правонарушением начнем прежде всего с понятия административного правонарушения административным правонарушением соответствии со статьей 31 кодекса об административных правонарушениях является установленное за с государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем так и другими лицами каковы же основные признаки административного правонарушения к ним относится прежде всего следующие признаками административного правонарушения является во первых то что наказанием является видом государственного принуждения во вторых устанавливаются государством третьих является мерой административной ответственности и наконец применяется в целях частной и общей превенции правонарушений рассмотрим каждый из названных признаков но прежде всего административное наказание является видом государственного принуждения поскольку каждое административное наказание связано с определенными неблагоприятными последствиями которые наступают для правонарушителя в случае привлечения его к административной ответственности так например случаях применение административного штрафа правонарушений правонарушитель лишается определенной суммы денежных средств в случае лишения права управлением водителя за нарушение правил дорожного движения он лишается возможности управлять принадлежащем ему автотранспортным средством или работать по специальности на автомобильном транспорте и так далее второй признак связан с тем что принуждением которым характеризуются административное наказание устанавливается государством здесь необходимо обратить внимание на том что административные наказания применяются судьями различными государственными органами и должностными лицами прежде всего работниками контрольно-надзорных органов милиции таможенных органов и других но наказание выносится нет имени данных государственных органов или должностных лиц они выполняют только функцию государства по административной ответственности и поэтому административное наказание может устанавливаться только государством причем соответствии с кодексом об административных правонарушениях установление перечня административных наказаний и порядка их применением относится к исключительному ведению российской федерации то есть устанавливать иной вид административного наказания по сравнению с кодексом об административных правонарушениях вправе не вправе субъекты российской федерации субъекты российской федерации из всего арсенала административных наказаний могут применять устанавливать только два вида административного наказание предупреждение и административный штраф третьем признаком административного наказания является том что наказание это мера административной ответственности что же вкладывает законодатель в данный признак в меру административной ответственности мира всегда предполагает какие-то определенные границы пределы применения того или иного средства не исключение и административное наказание административное наказание не является абсолютно определенным средством она имеет тоже соответствующие пределы границы применения данного принудительного средства в чем это выражается это выражается в установлении низших и высших временны или иных пределов административного наказания так например большинство санкции предусматривающих административный штраф за правонарушения предусматривает низший и высший предел и штрафных сумм которые могут быть наложены за совершение того или иного права нарушениям то есть законодатель устанавливает низшую планку от которой возможно применение данного наказания и заканчивает ее выше планкой причем высшие и низшие пределы дифференцируется применительно гражданам должностным лицам и юридическим лицам так административный штраф могут применяться гражданам как правило не свыше 25 в размере не свыше двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда в отношении должностных лиц не более пятидесяти минимальных размеров оплаты труда в отношении юридических лиц это планка поднимается до тысячи минимальных размеров оплаты труда поэтому правоприменители который стоит перед дилеммой какой размер того или иного вида наказание применить он должен соизмерять этот размер с опасностью за степени опасности совершенного правонарушения сати качающимися мельчайшими обстоятельствами учитывать личность виновного и другие обстоятельства необходимые для справедливы несения справедливого наказания за совершенное правонарушение вот поэтому законодатель и признаёт административное правонарушение мерой административной ответственности наконец 3 и последний признак административного наказания связан с его целями каковы же цели данного наказания законодатель выделяет по существу одну цель и цель предупреждения правонарушений но данная цель дифференцируется в зависимости от адресатов данной цели в отношении правонарушителя ставится цель частной превенции то есть посредством административного наказания планируется достичь цели не совершении новых повторных правонарушений данным лицом общая при венцель и общее предупреждение данная цель и имеет адресатом уже иных лиц она адресована всем другим лицам как бы предупреждая о том что наказание не только устанавливается она реально применяется и к лицам который не соблюдает права и установления будут применены административные наказания влекущие определенные правовые последствия естественную что значительная часть населения это законопослушные граждане которые соблюдают правовые установления выполняют возложенные на них правовые обязанности вместе с тем не следует сбрасывать со счета то что страх перед возможными неблагоприятными последствиями в случае привлечения к административной ответственности также является сдерживающими факторами предупреждение правонарушений говоря о превенции правонарушения и необходимо подчеркнуть еще один немаловажный аспект посредством административных наказаний предупреждаются не только административные правонарушения но и преступные проявлениям по существу административные наказания являются тем предупреждением что последующие совершении противоправное поведение причиняющие более значительный ущерб может влечь и более тяжкие последствия а именно применении уголовного наказания так например соответствии со статьей 727 кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества под мелким понимается хищение имущества стоимостью не свыше одного размера одного минимального размера оплаты труда [музыка] установленного российским законодательством настоящее время данный размер установлен в размере 6 600 рублей привлечение к административной ответственности за мелкое хищение предупреждает по существу расхитители о том что в случае совершения более тяжкого посягательство на чужое имущество он может быть привлечен к уголовной ответственности так например кража на сумму свыше 600 рублей после применения уже влечет уголовную ответственность административное наказание совокупности своей представляют определенную систему правовых санкций подчиненную определенным правилам причем данная система это не просто набор отдельных видов административных наказаний а это и взаимосвязи между отдельными видами наказанием определение роли каждого из видов наказание данной и системе поэтому когда мы говорим об административных наказаниях то необходимо иметь ввиду что действующее законодательство предусматривает систему данных санкций какие же виды административных наказаний входят в данную систему административным наказанием являются следующие предупреждением административный штраф возмездное изъятие предметом явившуюся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения конфискация предмета явившейся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения лишение специального права предоставленного физическому лицу административный арест административное выдворение за пределы российской федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и наконец дисквалификации следует заметить что новый кодекс об административных правонарушениях а существенно скорректировал систему административных наказаний из данной системы были исключены исправительные работы поскольку нахождение данной меры системе административных наказаний противоречило подписанным российской федерации международным соглашением по вопросам о принудительно об ограничении принудительного труда вместе с тем кодекс дополнил систему административных наказаний новым видом наказания дисквалификации если охарактеризовать кратко данную систему административных наказаний то можно выделить определенные группы административных наказаний так называемого морального плана как например предупреждением материальные наказания к ним относится первую очередь административный штраф возмездное изъятие конфискации личные то есть по себе направленные на личности правонарушителя такие как административный арест дисквалификация административное выдворение следует иметь в виду что административные наказания в рассматриваемой системе играют различную роль а именно большинство административных наказаний может применяться беде основных видов наказания вместе с тем законодатель выделяет еще и группу так называемых дополнительных административных наказаний то есть тех которые могут усиливать основное административное наказание к дополнительным мерам административного наказания кодекс относит возмездное изъятие конфискацию и дисквалификацию то есть данные виды наказания могут применяться как в виде основных так и в виде дополнительных например в дополнение к административному штрафу так например за за стрельбу из ружья в неустановленных местах нарушителю грозит административный штраф и с конфискацией принадлежащего ему ружья или без такой конфискации заканчивая вопрос об административных наказаний необходимо подчеркнуть что данные административные наказания применяются в строго установленном законом порядке этот порядок регламентирован главой 4 кодекса она так и называется основные правила назначения административного наказания к основным правилам назначении административного наказания кодекс относит необходимость учета при назначении наказанием степени общественной опасности совершенного правонарушения личности правонарушителя смягчающих и отягчающих вину обстоятельств именно с учетом всей совокупности данных факторов орган обладающий правом налагать административные наказания выносит определенный строго подчеркну определенный вид наказания в строго установленном размере так например если законодатель устанавливает размеры пределе и максимальные штрафа для граждан до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда то в постановление о наложении административного наказания должно быть четко указано что нарушитель должен быть подвергнут за совершенное правонарушение административному штрафу в размере 500 рублей или тысячу рублей на административная ответственность не исчерпывается только двумя основными институтами административной ответственности административным правонарушением и наказанием административная ответственность реализуется но ее реализации тоже подчинена строго определенным законодателям правилам и вот данные правила совокупности своей образует так называемые административно-юрисдикционной процесс что же вкладывается в данное понятие каково содержание этого вида юридического процесса административно-юрисдикционной процесс это вид юридического процесса определяющий порядок реализации административной ответственности подчеркну что административно-юрисдикционной процесс является самостоятельным видом юридического процесса это означает что он обслуживает реализацию материальных норм об административной ответственности что представляет собой строго определенную совокупность процессуальных действий которые совершаются в определенной законодатель законодателем последовательности применяются процессуальные нормы только уполномоченными на то законом субъектами административной юрисдикции то есть мы подходим по существу рассмотрению вопроса о содержании административно-юрисдикционной процесса о признаках данного вида юридического процесса рассмотрим эти признаки признаком административно-юрисдикционной процесса относится во-первых том что данный процесс представляет совокупность процессуальных действий состоит из стадии производства по делам об административных правонарушениях то есть каждые юридический процесс представляет совокупность процессуальных действий не исключение и административно-юрисдикционной процесс так например административная ответственность немыслимо без таких процессуальных действий как возбуждении дела об административном правонарушении не мыслим мо применение административного ареста как вида наказания если не установлен и не задержан сам правонарушитель то есть еще раз подчеркну что административно-юрисдикционной процесс это не просто набор процессуальных действий а совокупность тесно связана связанных процессуальных действий так например возбуждении дела об административном правонарушении влечет такие процессуальные действия может влезть такие процессуальные действия как обращение нарушителя scada той ством по привлечение рассмотрению дела защитника адвоката или иного уполномоченного лица осуществляющего защитные функции второй признак связан со стабильностью производства по делам об административных правонарушениях то есть процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных стадией который проходит данный вид юридического процесса начиная от возбуждения дела и заканчивая исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях следующим признаком административно-юрисдикционной процесса является то что он осуществляется субъектами административной юрисдикции и регулируется процессуальными нормами установленными кодексом административных правонарушениях административно-юрисдикционной процесс это правоприменительная деятельность которую вправе осуществлять только лица уполномоченные на то законом перечень данных субъектов административной юрисдикции их полномочия закреплен в разделе третьем кодекса об административных правонарушениях напомню что к субъектам административной юрисдикции относятся судьи уполномоченные органы исполнительной власти и должностные лица многочисленных органов исполнительной власти необходимо иметь ввиду что новый кодекс значительно расширил круг федеральных органов исполнительной власти че должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях к ним относятся органы внутренних дел таможенные органы налоговые органы органы финансового контроля органы осуществляющие надзор в области охраны природы и другим административно-юрисдикционной процесс это строго правовое понятие то есть все процессуальное действие порядок их осуществления сроки их осуществления определены процессуальными нормами установленными кодексом административных правонарушениях необходимо иметь ввиду что порядок производства по делам об административных правонарушениях не вправе устанавливать субъекты российской федерации это исключительное право российской федерации поэтому порядок производства по делам об административных правонарушениях закрепленные четвертом разделе является единым как для субъектов административной юрисдикции осуществляющих рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотренных кодексом так и для субъектов административной юрисдикции субъектов российской федерации кстати административно-юрисдикционной процессы относится традиционной по существу стадии к ним относятся возбуждении дела об административном правонарушении рассмотрении дела об административном правонарушении пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и наконец исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях если 1 2 и 4 стадии являются обязательными при рассмотрим производстве по делам об административных правонарушениях то пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является факультативной стадии поскольку жалобы и с прокурором и есть протестом прокурора связано не любое рассмотрение дела об административных правонарушениях заканчивая а лекцию необходимо еще раз подчеркнуть что административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности по российскому праву обладает специфическими чертами определяется законодательством российской федерации и субъектов российской федерации основные институты данного вида юридической ответственности закреплены на федеральном уровне в кодексе об административных правонарушениях при подготовке к данной по данной теме необходимо обратить внимание на следующие вопросы для своей самопроверки знаний по проблемам административной ответственности во-первых роль административной ответственности и реализация административной политики государства второе понятие и признаки административной ответственности третий вопрос структура и содержание административного деликтного законодательства четвертое понятие и признаки административного правонарушения в пятых состав административного правонарушения и наконец 6 понятие цели и административных наказаний на этом позвольте закончить лекцию по теме админ административная ответственность и пожелать вам всего доброго

Категория: Общие вопросы | Добавил: UrokZakona (18.04.2018)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
UrokZakona - копирование без ссылки запрещено © 2018.