Главная » Статьи » Гражданское право » Прочие вопросы

Юридические факты в гражданском праве

Юридические факты - обстоятельства, с которыми нормы права (или источники ГП) связывают возникновение гражданских субъективных прав или обязанностей (некие обстоятельства, приключающиеся в жизни, с которыми связано появление гражданских прав и обязанностей).

Самого по себе обстоятельства недостаточно (обстоятельство должно быть фактом юридическим (Закон с ним связывает наступление прав и обязанностей)). Порой одного обстоятельства недостаточно для возникновения права (иногда необходим целый набор юр.фактов разной природы). Такой набор называется юридическим составом.

Самый простой пример - норма права говорит о том, что если вы нашли гриб, то вы станете его собственником. Нахождение и срезание гриба - юр.факт, который порождает возникновение гражданского субъективного права на гриб. А иногда какого-то одного обстоятельства мало: н-р, чтобы стать собственником недвижимости, приобретая ее по договору, нужен целый набор обстоятельств (гос. регистрация, передача и пр.)

Сам по себе термин "юридический факт" достаточно новый. Его в 19 веке придумал известный немецкий ученый Савиньи, который дал ему классическое определение: событие, вызывающее возникновение или окончание правоотношений.

Юридические факты бывают трех видов (в зависимости от того, какие они вызывают последствия):

  • правопорождающие
  • правоизменяющие
  • правопрекращающие

 

В нашем ГК ст.8 посвящена основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей.

П.1: права и обязанности возникают из оснований, которые либо предусмотрены правовыми актами, либо хоть и не предусмотрены, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают эти права и обязанности.

Основания - это широкая категория, они могут быть предусмотрены Законом в широком смысле. Основания, которые не предусмотрены гражданским законодательством, но из общих начал и смысла гражданского законодательства могут порождать права и обязанности - это только действия граждан и юр.лиц.

 

Классификация юр.фактов:

  • события
  • состояния
  • действия

Эта трехчастная классификация не включает в себя такие виды юр.фактов, как собственно нормативные акты. Может ли нормативный акт сам по себе являться юр.фактом, т.е порождать гражданские права и обязанности? Традиционно считается, что нет (принятие Закона не может ни породить, ни изменить, ни прекратить гражданские правоотношения). Но, на взгляд Рыбалова, это неправильно - Закон может. Классический пример - изменения, внесенные в 2004 г. в ГК. Раньше там говорилось о том, что в многоквартирном жилом доме всем собственникам жилых помещений на праве общей собственности принадлежит т.н "общее имущество" (лестницы, лифты, крыши). А в 2004 г. Закон изменил норму и сказал: не собственникам всех жилых помещений, а собственникам всех помещений принадлежит это общее имущество. Здесь сам нормативный акт, его принятие стало основанием для возникновения этих субъективных прав. Но, традиционно нормативные акты не включают в классификацию юр.фактов (этот вопрос спорный).

 

События - это такие обстоятельства, которые никак не зависят от воли участников гражданских правоотношений (цунами, падение метеорита и пр.) То, что неподконтрольно и возникает помимо воли. События также могут быть разными (форс-мажор, предвиденные и непредвиденные и пр.)

 

Состояния - некие длительные отношения (состояние в браке, наличие гражданства, возраст и пр.)

 

Действия (99% юр.фактов). Действия делятся на правомерные и неправомерные.

Причем в ГП неправомерность не следует отождествлять с противоправностью. Неправомерные действия делятся на противоправные и непротивоправные). Пример неправомерных действий: причинение вреда. В большинстве случаев, это действие не только неправомерное, но и противоправное. В то же время в некоторых случаях, действие неправомерное не будет являться противоправным. В некоторых случаях неосновательное обогащение, являясь безусловно неправомерным, может не быть противоправным. Или добросовестное приобретение вещи от неполномоченного отчуждателя - тоже действие неправомерное, но не противоправное. Поэтому, здесь главное понять, что вот эта неправомерность не всегда означает противоправность (разговор об этом пойдет позже).

 

Правомерные действия - делятся на акты и поступки. Акты в свою очередь делятся на сделки и акты административные. Административные акты - ненормативные акты (неносящие характер НПА), т.е некое разовое административное решение (н-р, решение муниципального органа о предоставлении земельного участка, в результате чего возникает право лица требовать заключения с ним договора аренды).

Сложнее обстоит ситуация с разграничением сделок и поступков. Но разграничение можно провести: сделка - это действие волевое, а поступок - нет. Поступок - это действие, которое может привести к возникновению прав и обязанностей, даже если это действие совершено неосознанно или, в частности, лицом, являющимся недееспособным.

Если Закон не требует, чтобы значение действия и юр.последствия осознавались лицом - это поступок (Закон здесь не требует осознанности). Н-р, создание произведения - это поступок (для создания произведения Закон не требует, чтобы автор был дееспособным и понимал значение своих действий. Поэтому за автором соответствующие права признаются независимо от того, осознавал ли он, что он делает, или он был в то время не в сознании.

А вот сделки, напротив - это такие действия, которые носят волевой характер (лица должны осознавать значение этих действий). Это осознание действий является обязательным условием того, чтобы это действие породило правовые последствия (нет осознанности - нет результата).

Поэтому сделки, совершаемые недееспособными, ничтожны (Закон не признает их действия. Если сделка совершается неосознанно, право не признает сделку юр.фактом вообще (он игнорирует ее)).

 

 

К самостоятельной категории обстоятельств, которые приводят к возникновению прав и обязанностей, относится государственная регистрация прав (ее можно отнести к административным актам). Иногда правопорядок требует от нас, что права на некоторые объекты возникают только в результате гос.регистрации (в результате внесения в специальный гос.реестр).

Такое требование может быть предусмотрено только Законом (только Закон это устанавливает и только государство такую регистрацию производит). Это публичная функция государства (элемент публичности в ГП).

  • Такую регистрацию производит специально уполномоченный публичный орган. При этом, на этот орган возлагается обязанность проверить законность оснований регистрации этого права (право не возникает просто в силу самой по себе гос.регистрации. Самой по себе гос.регистрации недостаточно. Гос.регистрация производится при наличии определенных оснований (наследование, сделка, гос.акт)).
  • Такие гос.реестры прав являются открытыми (публичными) и к ним предъявляется требование достоверности. Существующие у нас Реестры прав действительно открыты. По поводу достоверности проблема сложнее, хотя общее правило заключается в том, что право, зарегистрированное в Реестре, может быть оспорено, но только в судебном порядке (несмотря на все записи в Реестре).
  • Закон в некоторых случаях говорит, что право возникает только в момент внесения в Реестр: это ст.8.1 ГК (она же устанавливает основные принципы гос.регистрации (публичности, достоверности, легальности (проверки оснований) и пр.)

 

Самая главная система регистрации прав в России - это регистрация прав на недвижимость (на недвижимое имущество или на недвижимые вещи). Это ст.131 ГК - все вещные права на недвижимость, их ограничение, обременение, возникновение, переход и прекращение подлежат гос.регистрации. Это общая норма.

Более подробно эта система регистрации прав на недвижимость урегулирована в ФЗ #122 1997 г. "О гос.регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (это основной Закон, который действует в части регистрации прав на недвижимость, но далеко не единственный. Этот Закон посвящен только регистрации прав только на одну категорию недвижимости - недвижимость по природе (земельные участки, здания, помещения и пр.) Т.е права на недвижимость по природе регистрируются в соответствии с Законом "О регистрации прав на недвижимость".

Но есть и другая категория недвижимости - недвижимость по Закону (воздушные, морские, речные суда и космические объекты, признанные недвижимостью). Первоначально идея заключалась в том, чтобы подчинить недвижимость по Закону единому режиму гос.регистрации прав. Но она не сработала. Сейчас для этих объектов действует свой режим гос.регистрации прав: для морских судов - кодекс торгового мореплавания, воздушный кодекс и пр.). Для недвижимости по Закону свой Закон о гос.регистрации (н-р, права на воздушные суда и сделки с ними подлежат гос.регистрации в ЕГРП на воздушные суда).

 

И там, и там (недвижимость по природе, по Закону) используется выражение "регистрация прав и сделок с имущества". Это разные регистрационные действия: регистрация прав - это одно, а регистрация сделок - это другое.

Есть регистрация о возникновении, изменении и прекращении прав - это регистрация возникшего права (или его изменение, прекращение).

А может регистрироваться сделка с определенными видами недвижимого имущества (когда приобретаем квартиру, мы заключаем сделку, а затем идем регистрировать право на квартиру. Раньше существовала двойная регистрация: при покупке квартиры мы с начала регистрировали договор, регистрирующий орган проверял этот договор и осуществлял в отношении него гос.регистрацию и с этого момента договор считался заключенным. А затем, предположим, в договоре было прописано, что исполнение договора состоится через 3 месяца, или когда будут уплачены деньги. И когда происходило исполнение, мы шли за регистрацией своего права, которое могло возникнуть, потому что мы исполнили обязательства по этому договору. Происходила вторая регистрация (она и являлась регистрацией возникновения самого права). Сейчас это требование отменили в отношении жилой недвижимости (регистрируется только возникновение права). Но в ряде случаев осталось требование регистрации и сделки (н-р, если заключается долгосрочный договор аренды здания сроком больше года, то договор (сама сделка) подлежит гос.регистрации. Здесь также происходит двойная регистрация, потому что помимо сделки потом еще будет происходить регистрация обременения в виде аренды).

 

Главное - понять, что это разные регистрации: в отношении недвижимости общее правило - регистрации подлежит право (его возникновение, изменение, прекращение. По общему правилу, пока вы не зарегистрировали свое право на недвижимость, этого права нет (из этого правила есть исключения, но они в Законе прямо указаны)).

А вот в отношении сделок с недвижимостью равно обратная ситуация: по общему правилу не требуется регистрация сделок с недвижимостью, и только в случаях, специально в Законе указанных, сделки будут подлежать гос.регистрации.

 

Вообще, такое сочетание одновременной регистрации и прав и иногда сделок - странное и необычное решение.

Обычно выделяют 3 системы регистрации прав на недвижимость:

  • 1 система - титульная регистрация права (система регистрации титула) (его возникновения, изменения и прекращения). Реестр прав на недвижимое имущество имеет публичный характер. Государство в той или иной степени отвечает за достоверность Реестра. Этим достигается стабильность оборота и уверенность участников оборота.
  • 2 система - система регистрации сделок о передаче недвижимости (регистрируются не права, а сами сделки. Ведется учет самих договоров. Можно свой договор удостоверить, но государство все равно никаких гарантий не дает (государство гарантирует, что оно проверило сам факт заключения сделки, а то что продавец действительно обладает титулом и может его передать - государство за это в таких системах не отвечает. Поэтому и распространена целая отрасль бизнеса - проверка титула у продавца (является ли продавец собственником, на чем основывается его титул, какие риски существуют, может ли кто-то оспорить его титул и пр.). Пример - США.
  • 3 система - система Торренса (впервые появилась в Австралии. Система, которая придает записи о праве в Реестре абсолютный характер (если в Реестре есть запись, то эта запись неоспорима никогда). Если вы попали в Реестр, можете ни о чем не беспокоиться (кто в Реестре, тот и собственник, без вариантов). Эта система дает максимальную гарантию стабильности в обороте.

В России титульная система регистрации с единичными вкраплениями системы регистрации сделок. Конечная идея нашего законодателя заключается в том, чтобы отказаться от регистрации сделок вообще. Постепенно это идея реализуется (отказались от регистрации сделок жилой недвижимости, ипотеки и пр. Остались регистрации долгосрочных договоров аренды, договоров судопользования).

 

Гос.регистрацией в России занимается Федеральная служба гос.регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

 

Система записи прав на недвижимость ведется по объектам (вся система выстраивается от объекта. На каждый объект заводится специальная книга с несколькими графами, в которую вносятся все права, которые существуют, прекращаются, возникают вновь и пр. (все, связанное с конкретным объектом). Книга ведется в электронном виде и заводится на объект (не на лицо). Сведения, содержащиеся в ЕГРП, общедоступны, за исключением тех сведений, которые Законом прямо исключены из доступа. Гос.регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 

То, что система записей о правах ведется от объекта, подводит нас к еще одной системе регистрации, которую нужно отличать от системы регистрации прав.

Есть такая система, которая называется Кадастр недвижимости. Это тоже некая система регистрации, но она регистрирует другое.

Кадастр - свод сведений об объектах недвижимости (если ЕГРП - единый гос.реестр прав, куда заносятся сведения о правах, то кадастр - это сведения о самих объектах). Т.е кадастр недвижимости своей целью имеет описание именно объектов недвижимости (они описываются при помощи адреса, координат, и им присваивается уникальный кадастровый номер). Соответственно, кадастровый учет, прежде всего, просто подтверждает наличие объекта недвижимости (что существует такое здание, помещение, квартира) и индивидуализирует его (уникальный кадастровый номер). Поэтому вся система регистрации прав возможна постольку, поскольку существует учет объектов (т.к система регистрации прав ведется от объектов. Нет кадастрового учета - невозможно построение системы регистрации прав).

 

Т.о есть ЕГРП, куда вносятся сведения о правах на объект, а есть гос.кадастр недвижимости (ГКН) - свод сведений о самих объектах. В кадастре недвижимости может вообще не быть сведений, кому принадлежит этот объект, или они могут устареть (это не главное для кадастра). А вот ЕГРП должен содержать сведения о субъекте (кому право принадлежит) и об объекте.

И ЕГРП, и кадастр ведет один и тот же орган - Росреестр, подчиненный Министерству экономического развития РФ. ГКН проводится в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

У нас есть такой ресурс - публичная кадастровая карта, где можно посмотреть, как ведется реестр самих объектов.

 

 

Еще одна система регистрации прав - регистрация прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст.1232 ГК). В случаях, предусмотренных ГК, права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации признаются при условии гос.регистрации. Такой регистрацией занимается Федеральная служба интеллектуальной собственности (также находится в ведении Министерству экономического развития РФ).

Категория: Прочие вопросы | Добавил: UrokZakona (26.04.2018)
Просмотров: 35 | Теги: гражданское право, юридический факт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
UrokZakona - копирование без ссылки запрещено © 2018.